С давних пор хочется иметь дома маленький мир, в котором будут ползать паровозики как настоящие. Такой же, как был в магазине "Лейпциг" в 80-е годы.
За много лет я дорос до того, чтоб построить нечто похожее дома, и тут буду описывать процесс воплощения детской мечты) Процесс этот весьма не быстрый и, в силу того, что это хобби, еще и неспешный. В качестве уникального эксперимента попробую фиксировать стоимость каждого этапа и в конце посчитать, сколько же стоит построить макет дома.
Хорошо известно, что когда затеваешь что-то большое, а постройка макета ЖД - это очень большое дело, нужно иметь план. Но перед тем как планировать макет, нужно еще определиться с масштабом и размером.
В ЖД моделизме распространены три основных масштаба: H0 (1:87), TT (1:120) и N (1:160). По историческим причинам, выбор масштаба 1:87 был сделан очень давно, плюс к этому в пользу H0 для меня говорит то, что строения и автомобили куда более детализированы и более интересно выглядят, чем в более мелких масштабах.
Что же касается размера, то тут приходится исходить из суровых реалий имеющейся жилплощади. Размер для себя я выбирал так, чтоб с одной стороны макет был достаточно интересен и красив, а с другой макет должен находится в комнате, а не комната вокруг макета. Так же нельзя забывать про минимальный радиус кривых, но об этом расскажу позже в посте про рельсовый план.
Пока это предварительный план того, что предстоит сделать, в процессе список будет пополняться.
Пункты в содержании становятся ссылками по мере того как я добираюсь до их реализации и описания.
Давным давно, когда солнце было ярче, а трава зеленее, и Германия была разделена на ФРГ и ГДР, родители решили купить мне очень дорогую игрушку - "немецкую железную дорогу". Выбор тогда был весьма скуден, и основные муки выбора били лишь в масштабе - "16.5 мм" или "12 мм". Для меня это была очень крутая игрушка, которая дарила массу эмоций. А уж возможность добавить рельсы, склеивающиеся строения или локомотив, который каким-то чудом удалось купить в переходе у политехнического музея, это было просто супер.
Шли годы, я взрослел, а тот самый стартовый набор с небольшими дополнениями пылился на антресоли, а строения собирали пыль на полке под потолком. Прошло примерно 20 лет, я будучи уже достаточно взрослым, чтоб содержать семью и позволить себе игрушки в масштабе 1:1, переехал в ту квартиру, где все это хранилось. Наткнувшись на железную дорогу сразу вспомнилась та куча радости, которая была в детстве. Я вбил в поисковик, непонятные тогда еще слова с коробки с локомотивом, "PIKO BR-120 H0"... и вот тут для меня открылся целый новый мир, о котором в детстве можно было только мечтать, бесчисленный выбор моделей, как на первичном, так и на вторичном рынке, строения, путевой материал, макеты, форумы, цифровое управление! Да, это было настоящим открытием, которого в детстве так не хватало - наконец два локомотива могли ехать одновременно по одним рельсам и не мешать друг другу! Тогда было точно решено построить собственный макет, вот только место в квартире этого не позволяло.
Прошло еще около 10 лет, за которые купилось и собралось то, что душе хотелось, установлены декодеры в самые первые локомотивы, нарисовано множество планов возможных макетов. Но самое главное купилась жилплощадь, которая, наконец, позволяет построить макет. И вот я сижу сейчас и пытаюсь представить, как сделать все, что так давно хочется...
Макет на фото в самом верху вовсе не из универмага "Лейпциг", хотя в интернете фото находится именно по этому запросу. На самом деле, это макет из немецкого музея игрушек в городе Sonneberg. Вот видео про этот макет.