2020-06-28 12:16:51

Выбираем рельсы для ЖД макета

Хобби H0 1:87

Peco ST-241 - Стрелка прямая левая R=438 мм 22,5°

В стародавние времена все было куда проще: в доступности были только П-образные рельсы Piko, а для рисования планов была бумага с карандашом. На старте разработки планов макета я совершил две ошибки: набрал П-образных рельс на вторичном рынке, чтоб расширить те, что остались из детства, и попытался что-то из них сложить даже без бумажки на старте, не повторяйте моих ошибок, поберегите свое время и деньги.

 


 

Сейчас ситуация с рельсами сильно улучшилась, стали доступны рельсы массы производителей и они стали профильными т.е. более приближенными к виду настоящего рельса. Вместе с этим они получили еще ряд достоинств, вроде лучшего контакта и прочего. Так же появились рельсы на балластной призме, но это больше для напольных покатушек, нежели стройки макета.

Итак, для себя я выбирал из 3-х самых популярных и доступных вариантов:

Piko A-Gleis

Тот самый производитель, что делал П-образные рельсы в ГДР. Сейчас они производят самые доступные как по цене так и по распространенности в магазинах рельсы. В доступности все их достоинства и недостатки. С одной стороны простая геометрия и масса примеров соединений и планов макетов, а с другой тонкие рельсы и хлипкие стрелки с мягкой пружиной. Высота рельса 2.5 мм, минимальный радиус R1 = 360 мм. 

Высота рельса позволяет катать любые вагоны. Малая толщина рельса способствует более быстрому износу резинок на ведущих колесах локомотивов. Из-за хлипкости стрелок возможны проблемы при прохождении тяжелых локомотивов.

Roco-Line без балласта

Австрийские рельсы, всем хороши, за исключением того, что флексы чуть хлипковаты, но зато имеют разделенную на сегменты шпальную решетку с защелками. У них прекрасные подпружиненные стыки, которые очень прочно держатся. На стрелках есть дополнительные контакты для подключения крестовины, при необходимости. Пружина на стрелках отсутствует, что хорошо при использовании сервоприводов, но не очень при других способах переключения. Высота рельса 2.1 мм, минимальный радиус R2 = 358 мм. 

Низкая высота рельса выглядит более реалистично, но некоторые вагоны, обычно старые, могут не проехать и потребуется менять колесные пары на современные.

Peco Code-100 (Setrack и Streamline)

Рельсы от английского производителя, оправдывают выражение "берешь в руку, понимаешь вещь" в хорошем смысле. Setrack для начинающих полностью совместим со Streamline для продвинутых, на самом деле, отличие в том, что в setrack есть стрелки 22.5° (на фото в самом начале), что очень актуально при малых размерах, а в streamline флексы и стрелки с электрической крестовиной, что сильно реалистичнее, но требует дополнительных усилий при подключении. Пружина на стрелках жесткая, это будет мешать реалистичности при переключении сервоприводом, но зато будет отлично прижимать остряк в нужном положении без него. Так же в streamine есть код 83. Высота рельса 2.5 мм, минимальный радиус R1 = 371 мм (в коде 83 высота рельса 2.1 мм).

По совокупности удобных стрелок для малого радиуса, высоты рельса, по которым проедет все, общей надежности конструкции стрелок и рельсов, делающей более удобной укладку флексов, мой выбор пал на этот материал.

Наглядное сравнение

Выше сухие цифры радиусов мало что говорят, поэтому вот небольшое сравнение радиусов Roco и Peco.

Сравнение радиусов Roco и Peco

Различия не очень большие, примерно на ширину рельсового полотна, но при планировании в ограниченном пространстве это может играть важную роль.

Цена выбора

Вся теория про рельсы, их достоинства и недостатки стала результатом не только чтения форумов, но и покупки рельсов и стрелок разных производителей, исключительно ради того, чтоб подержать в руках, попробовать, и что-то выбрать. В конечном итоге почти все, что было куплено, не пропадет, а будет использовано в макете, но тем не менее сумма, потраченная на разнообразный рельсовый материал для экспериментов, приблизилась, наверное, к 5.000 руб., более точно сложно подсчитать тк процесс этот происходил с переменным успехом несколько лет.