Софт для ЖД моделизма не сильно популярен, поэтому выбор программ для проектирования невелик. Во всех есть масса библиотек с рельсовым материалом, включая все популярные, доступные для покупки у нас. Так или иначе, когда пытаешься вписать свои хотелки в имеющийся размер, бывает что приходится выбирать другой рельсовый материал и так несколько раз. Это происходит ввиду особенностей геометрии путей у разных производителей, подробнее об этом можно прочитать в предыдущем посте.
Наверное самый старый и популярный САПР для ЖД моделизма. Платный. Разработан под Windows, работает под Linux через Wine, и macOS через CrossOver. Официально существует немецкая и английская версия. Но благодаря умельцам и торрентам, легко можно найти русскую или английскую версию, не просящую денег.
Так сложилось, что когда я начинал попытки проектирования, то альтернатив особо не было, поэтому выбора не было. Далее переехав на macOS так же удалось все запустить. Картинка вверху создана именно в этом редакторе, и странный объект, закрывающий обзор слева там не просто так, об этом читайте ниже.
Относительно новый САПР, изначально был бесплатным, но сейчас требует купить лицензию для полного функционала. Разработан под Windows, разработчик предлагает запускать под Linux через Wine, и, думаю, отлично будет работать под macOS через CrossOver. Есть русская версия.
Единственный САПР, разработанный под macOS. Естественно платный. Работает бесплатно в демо-режиме с ограничениями. Ввиду малой популярности на торрентах не встречал.
Погоня за реалистичностью (низкие рельсы и плавные стрелки) часто противоречит малому размеру, поэтому приходится искать компромис. Так же опытные моделисты советуют на старте определиться со страной и эпохой, модель которой хочется построить. На основании этого можно выбрать минимальный радиус кривых, чем больше локомотив или вагон, тем больший радиус рельсов им нужен, благо эти данные указаны в параметрах моделей. А чем больше радиус, в принципе, тем реалистичнее будет выглядеть картина, но опять же, приходится искать компромисс с доступным размером.
При составлении плана стоит учитывать реальное устройство железной дороги и станций, множество информации об этом доступно в массе источников сухим книжным языком. Но при этом не забывать о зрителе и том откуда он будет смотреть на происходящее. Так же не стоит пытаться напихать все-все-все и везде всунуть рельсы, это будет просто ужасно и неинтересно. На макете должны быть не только пути. Старайтесь отталкиваться от реальности, посмотрите фото реальных ЖД станций, например, немецкие, австрийские или швейцарские выглядят очень атмосферно. Перед тем как начать рисовать стоит посмотреть, что делают другие и как вообще бывает, для этого есть масса журналов и каталогов рельсовых планов.
Для меня источником вдохновения стал план в одном известном старом чешском журнале:
Художник нарисовал тут что-то такое, что при своей относительной простоте заставляет глаз зацепиться и начать разглядывать. Именно этот эффект должен быть у домашнего макета, чтоб не стоял пылесборником в перерывах большую часть времени, а украшал интерьер своей замысловатостью.
Для себя я решил отталкиваться от доступных размеров, и не заострять пока внимание на стране и эпохе, а основываться на имеющемся подвижном составе и строениях, то есть собирать сборную солянку или условную "Калининградскую область", где можно встретить немецкую архитектуру с русской душой, ни соответсвующий подвижной состав.
Ближе к практике, нужно учитывать фактическое положение макета и то, как вы будете смотреть на него и что видеть. Вот так расположение выглядит у меня:
Макет планируется в углу и частично будет скрыт от обзора шкафом (тот самый объект слева на картинке в самом начале), поэтому наблюдатель будет смещен вправо относительно сцены. Лучше всего будут видны зоны 1 и 2. В 1-й будет станция, а во 2-й город, а в 3-й фабрика, но поскольку это уже почти второй план, чтоб его увидеть нужно подойти и начать разглядывать, поэтому строения будут смещены к зрителю, а дальше что-то нейтральное, но чтоб можно было поглазеть, горная дорога как раз подходит.
Весь левый угол для того, чтоб как-то был виден, придется поднимать: там будет гора, тунель и извилистая дорога. Также придется поднять самый дальний участок вдоль длинной стены, чтоб получить и его в области обзора. А чтоб сделать его интереснее, там будет маленькая грузовая станция.
В результате множества проб и ошибок получилась вот такая схема (скачать в формате WinTrack)
Так же не стоит забывать, что даже самый маленький макет на самом деле достаточно большой, поэтому стразу стоит задуматься о разделении его на части, подробнее об этом я расскажу в посте про подмакетник.
Казалось бы, процесс проектирования не требует денег: читай, общайся, рисуй. Но у меня все было не так просто.
На картинке из чешского журнала выше указан размер 200х60, он идеален для квартиры, но далек от реального минимального радиуса. Не смотря на то, что из флекса можно согнуть все, что угодно, проехать по такому сможет далеко не все. Чтоб убедиться в этом, мне пришлось купить несколько флексов пеко и роко, прибить к фанерке и попробовать покатать. Таким образом мой прекрасный план, собранный из роколайна, за несколько этапов увеличения глубины и экспериментов на фанерке дорос до глубины в 80 см.
Стоимость закупленных рельсов, стыков, фанерки, степлера для быстрого крепежа, которого неожиданно не оказалось в ящике с инструментами, составила примерно 5.000 руб.