Крайне редко приобретение модели начинается с истории, но это как раз тот случай. Хотя, сказать по-правде, первоначально взгляд зацепился за внешний вид модели чешской M152 с одинаковой окраской вагонов. А у этой окрас отличается, в лучшую или худшую сторону - вопрос спорный. Но прочитав историю из описания, она не оставила меня равнодушным, и вот, я держу в руках замечательную мотрису Roco 7700013 "Diesel railcar 174 001-8 with trailer DR IV".
Но начнем, пожалуй, с истории от производителя:
Что если...?
На Лейпцигской весенней ярмарке 1982-го года вагоностроительная компания «Студенка» из бывшей ЧССР экспонировала мотрису серии M152, среди прочих рельсовых транспортных средств на выставочной площадке. Тогда Deutsche Reichsbahn уже некоторое время искала преемника для своих легких мотрис BR 171/172. Затем DR решила арендовать эту мотрису для экспериментальных целей и проверить удобство её использования. Она должна была стать серией 174.
DR не сразу начала ее использовать. Лишь несколько месяцев спустя, осенью 1982 года, удалось начать испытательные пробеги на ветках в районе Галле/Магдебург. По просьбе DR производитель в Остраве обозначил мотрису как BR 174 001-8 в соответствии со стандартами DR. На тот момент ему удалось сохранить разноцветную окраску. А прицепной вагон, который был доставлен немного позже, уже не был разноцветным, а был полностью окрашен в красный цвет.
Из-за дефицита внешней торговли ГДР (DR) не смогла закупить дополнительные вагоны в ЧССР, поэтому арендованные опытные вагоны были возвращены в декабре 1983 года.
Модель попадает к вам в руки в весьма серьезной фирменной коробке из толстого картона. Внутри поролоновый ложемент, в который вложена форма из прозрачного пластика, которая держит уже саму модель сверху и снизу. Форма эта держит оба вагона сразу и достается обычным для роко путем - потянув за пленку, который обернут каждый вагон в районе колесных пар поверх прозрачного держателя. В верхних углах поролонового ложемента размещены пакетики с накладными деталями и сцепками. Между моделью и крышкой коробки так же проложен защитный поролон и инструкция. В общем, берешь в руки, понимаешь - вещь! У этой коробки только один недостаток - она настолько длинная (41 см.), что не влезает ни на одну полку в узком шкафу, даже наискосок.
Сама модель выглядит великолепно! Отличная детализация, интерьер и даже машинист. Моторный вагон несравнимо тяжелее прицепного, по весу это действительно локомотив, а не вагон.
Кузов у обоих вагонов немного люфтит из-за того, что держится он не на защелках, а на торчащем из него оборудовании, в основном на буферах. Люфт особенно заметен у моторного вагона из-за веса.
Так же на крыше моторного вагона есть маленькая антенна, которая очень похоже на остаток от отливки, но на самом деле это часть модели. Из-за этой детали нельзя просто перевернуть вагон и положить на крышу, нужно использовать какой-то ложемент, чтоб не сломать антенну.
Для меня отдельно важно, что уникальный внешний вид модели придает разная окраска вагонов. Можно долго рассуждать, насколько это соответствует реальности, но в моих глазах, благодаря такой окраске, здесь совмещаются сразу две мотрисы. И это сильно выделяет модель на фоне аналогичных.
С накладными у роко всегда было хорошо, а тут просто прекрасно. На каждый вагон полагается по паре отливок с избытком имитации сцепного оборудования, однако, для прицепного хотелось бы иметь запасные шланги, которые свисают с кабин.
У каждого вагона установлено по одной сцепке "накидная петля" и еще пара "селедок" в комплекте к каждому. На самих вагонах установлена имитация имитация сцепного оборудования не мешающая работе сцепок. К моторному вагону также прилагается неразъемная сцепка и заглушки на места, где нет сцепки (для прицепного они не подходят и там, вроде, и не надо).
Модель оборудована разъемами под декодер стандарта Plux16. Модель достаточно самобытна, поэтому использование этого разъема выглядит оправдано - никаких эффектов кроме пары каналов света не предполагается. Тут даже электромагнитные сцепки не нужны, поскольку мотриса обычно сцепляется только со своим прицепным вагоном и обычно не расцепляется, можно использовать хоть неразъемную сцепку.
С декодером в моторном вагоне все понятно, а вот в прицепном более интересно. Там тоже установлен разъем Plux16, в который производитель предлагает вставлять функциональный декодер. Но поскольку зверь это редкий и дорогой, то хочется использовать вместо него локомотивный декодер, который значительно дешевле. В целом, в этом нет никакой проблемы, кроме процесса программирования: из-за отсутствия мотора теряется возможность чтения CV и подтверждения записи.
В некоторых моделях мотрис с прицепным вагоном используется другой подход: в моторном вагоне декодер с большим количеством функциональных выходов, например, с разъемом Plux22, и ничего в прицепном. В этом случае приходится вести проводку из моторного в прицепной через специальную сцепку или просто разъем снаружи (а иногда и вообще без разъема намертво). С точки зрения производства так дешевле, а с точки зрения программирования - проще, но теряется удобство обращения с моделью. А с моей точки зрения, все же удобнее два декодера, поскольку дает больше возможностей. Хоть и сложно представить ситуацию, когда нужно будет расцепить модель, но иметь такую возможность приятно.
Если все же хочется полноценно поковыряться с декодером вагона без мотора, то можно либо вставить его вот в такой стенд (или более дорогой аналог от европейских производителей), и произвести все настройки на нем. Или же подключить к выходам на мотор мощный резистор 30 Ом (если конструкция платы модели позволяет), выставить в декодере максимальную скорость близкую 0 (например, включить длинную таблицу скорости и заполнить ее всю нулями). Резистор крайне желательно сделать с аппаратным выключателем т.к. при работе в обычном режиме он будет греться и есть вполне реальный шанс что-то спалить. Вместо резистора можно использовать лампу накаливания на 16 В и более, при правильной настройке декодера она не будет светиться. Ну а если декодер и станция поддерживают RailCom, то проще всего программировать в режиме POM.
Чтоб разобрать модель нужно всего-то внять буферы, снять сцепку, снять 3 детали имитации сцепного оборудования, и все это проделать с двух сторон. После этого кузов легко вытягивается вверх.
Самая интересная часть модели, как обычно, внутри. И в данной модели это особенно интересно, поскольку разъем Plux16 имеет всего 2 AUX-выхода, которые задействованы под красные хвостовые огни. Плюс под каждым из вагонов есть по 2 сдвоенных переключателя, которые добавляют остальной световой функционал.
Переключатели кратко подписаны в инструкции, но это не очень помогает понять, что они меняют. Итак, у модели всего 7 функций: свет спереди, свет сзади, красный спереди, красный сзади, свет в передней кабине, свет в задней кабине, свет в салоне.
У моторного вагона описание переключателей немого странное и расположены они на модели не так, как нарисованы, ну или от левого переключателя на схеме идет линия именно туда где он расположен на модели. А делают они на самом деле вот что.
Левый на модели (правый на схеме) включает подсветку салона и освещение в кабинах, просто жестко и намертво включает, вне зависимости от включения освещения в декодере или других функций, просто: есть напряжение на рельсах - модель светится!
Правый на модели (левый на схеме), тот что подписан "Front light", отключает внешние освещение (белые и красные огни) со стороны соответствующей кабины. Это действительно полезная штука для двухвагонной конфигурации.
Поигравшись в переключатели сразу захотелось их выкинуть и заменить на управление через выходы декодера (например, использовать логические выходы SUSI, как делал в Piko V 200, или использовать площадки на плате декодера), но поскольку все миниатюрное и велик шанс попортить модель, то отложим эту модификацию на следующий раз.
А еще в моторном вагоне ужасный токосъем. Может это только мне так повезло из-за большого количества смазки на одной из телег, но даже при движении по ровным чистым рельсам вся принудительно включенная иллюминация иногда мигает, а сама модель иногда останавливается и теряет контакт. Стоит задуматься об установке конденсатора.
Место под декодер тут в туалете. И оно настолько впритык, что декодер туда еле влезает, а если у платы не идеально ровная кромка, то она будет цепляться за стенки. И не каждый декодер туда войдет, например, у Piko 56502 длинна 16 мм. и он сидит там впритык, а у Uhlenbrock 74150 длинна 20 мм., и он туда уже не поместится. Ну и достать декодер при таком расположении, не снимая интерьер, совсем непросто. Обычно в таких местах ставят конденсатор, но тоже не в этот раз.
Здесь так же как в моторном нужно снять буферы, сцепку, еще 3 детали имитации, и еще одну деталь - шлаг идущий сбоку лицевой части кабины под днище, его нет запасного в комплекте, поэтому нужно проявить осторожность. И все это с идентично двух сторон.
Для начала хочется отметить, что назначение выводов AUX1 и AUX2 радикально отличается от моторного. AUX1 просто выведен на контактную площадку на плате для установки какого-то дополнительного функционала. AUX2 отвечает за включение освещения салона и, помимо этого, проходит через аппаратный переключатель на дне модели.
У прицепного описание переключателей более понятное. Первый (тот что ближе к центру) задействован лишь наполовину и используется для разрывали цепи освещения салона, идущей от AUX2. Очень странное решение.
Второй (тот что ближе к краю) отвечает за отключение внешнего освещения со стороны соответствующей кабины. А вовсе не за свет внутри кабины, как может показаться. Свет внутри кабин у прицепного не подключен в принципе, даже нет проводов.
Из внешнего освещения у вагона только красные огни, подключенные к выходам освещения в противоположную сторону. Белых нет, не смотря на то, что на кузове есть белые фары. А еще есть диоды и разводка под головные прожекторы, но не подключены так же как свет в кабинах, и в довесок, не предусмотрены на кузове. Тем не менее, унификация верхних плат моторного и прицепного вагона это хорошо, можно подключить дополнительный функционал при желании.
Декодер располагается под днищем и прикрыт декоративной крышкой на защелках, защелки расположены на коротких гранях крышки по центру. В отличии от моторного, тут места под декодер достаточно, а туалет отдан под конденсатор. Для него на плате есть посадочные места и маркировка, но вот использовать их не всегда получится. Плюсовая дорожка ведет напрямую на пин 6 (V+Cap) разъема Plux16, никакой схемы для заряда конденсатора из диода и резистора нет, по дороге даже нет мест, куда можно было бы впаять элементы. Чтоб воспользоваться штатным местом для конденсатора нужно чтоб цепь заряда была реализована на декодере (не встречал таких) и чтоб в декодере использовалась ножка 6 (это тоже не у всех, обычно вместо нее 9-я V+).
Хотелось бы сказать, что для большинства случаев использования настроек с помощью переключателей и двух AUX-выходов будет достаточно, но это не так. Производитель мог бы не экономить, а поставить полноценный разъем, вроде Plux22, куда вывести все функции для возможности индивидуального включения всего через декодер. Для современной модели управление функциями через физические переключателе на брюхе делает ее как будто из прошлого, и это явно недостаток, тем более с учетом цены модели. И это не говоря о странности функций переключателей и отсутствии единообразия у вагонов.
С моей точки зрения, уж если нужно было впихнуть Plux16, куда логичнее было бы задействовать эти переключатели для того, чтоб обеспечить возможность отключения внешнего света и свет в кабинах с разных сторон. Это позволило бы обеспечить корректную работу в конфигурации с прицепным вагоном и без него, а доступные AUX-выходы декодера использовать для освещения в салоне и кабине по ходу движения, но увы.
Из-за этого странного решения с переключателями не получится назначить никакие интересные эффекты на освещение внутри моторного вагона, да и вообще управлять светом не получится. А конечно, хотелось бы, чтоб фары включались с одним эффектом, кабины с другим, а салоны с третьим, и делалось это с разных кнопок, а вот так вот как тут.
Вообще, изначально вскрытие модели затевалось не столько ради установки декодера, сколько ради того, чтоб оживить салон несколькими пассажирами. Для этого был приобретен набор Faller 151684 и Evemodel P87S. Человечки от Faller выглядят весьма качественно, а Evemodel в качестве резерва и попробовать.
В моторном вагоне из-за высокого пола интерьер весьма специфический - лавки почти на уровне пола и в целом они выше, чем должы бы быть. Поэтому чтоб расположить там человечка, который нормально будет выглядеть через окно, приходится резать фигурки на уроне талии, ноги сохранить практически невозможно. В противном случае голова пассажира получается выше окна, что совсем не похоже на правду.
В прицепном вагоне пол ближе к реальности и лавки больше похожи на лавки. Здесь удается сохранить ноги человечкам, но все равно приходится максимально стачивать седалища. В процессе нужно проявлять осторожность, чтоб человечек сидел максимально низко и при этом не сточить ноги в ноль.
В процессе резанья и пиления человечков я был удивлен насколько прочные человечки у Faller и насколько плохо ни поддаются обработке. Темно-серый материал из которого они сделаны похож на что-то среднее между смолой и пластиком, а при обработке напильником он кажется слоеным, как будто напечатан на FDM-принтере.
Человечки Evemodel выглядят хуже снаружи, но куда приятнее внутри. Они сделаны из светлого материала телесного цвета, который больше похож на смолу. Фигурки хорошо поддаются напильнику и ножу, работать с ними куда приятнее и быстрее, чем с Faller.
В результате у меня получился микс из двух видов фигурок пассажиров разного качества, но честно сказать, через окно мотрисы разницы между ними не видно.
Исходя из отсутствия возможностей модели, получилось задействовать всего несколько кнопок. И от моего стандарта тут сделать практически ничего не удалось:
И даже этот скудный функционал удалось реализовать только после модернизации прицепного вагона, о которой отдельный пост.
Для оцифровки модели я использовал лежавший у меня без дела Uhlenbrock IntelliDrive 2 (он же Piko SmartDecoder XP 4.1) и Piko SmartDecoder XP 5.1, приобретенный специально для этой модели, и выбранный исключительно по цене. Пока я ждал появления модели в продаже, неспешно реализовал поддержку программирования этих декодеров в своем приложении DCC++Throttle, но столкнулся с проблемой, что в документации к Piko SmartDecoder XP 5.1 теперь вместо раздела "Extended function mapping" предложение пойти и купить их программатор. Поддержка Piko не отреагировала на мои просьбы предоставить документацию, единственное, что удалось найти, так это то, что теперь в этой настройке используется динамический диапазон CV, понять принципы работы которого мне пока не удалось. В общем, функциональные возможности декодера мне полностью использовать не получится. Знать бы, что будет такое свинство со стороны Piko, не стал бы вестись на рекламу "самостоятельно адаптируемого управления мотором" у SmartDecoder XP 5.1, а подождал бы пока появится в наличии и купил второй Uhlenbrock. Но декодер немцам не вернуть, так что имеем то, что имеем, а поскольку функционал у модели тоже подкачал, то нехватка настроек декодера будет незаметна. Вот тут, что называется, "звезды сошлись".
Это была, наверное, самая долго-покупаемая модель у меня. Сначала я оформил предзаказ, потом через время приобрел недостающий декодер и набор пассажиров, ну и третьим этапом уже саму модель.
К сожалению, ворох неожиданных недостатков сильно портит удовольствие от модели. Да, безусловно, открывается простор для модификаций и доработок, но все же, у современной и не самой дешевой модели, хотелось бы, чтоб все было уже как надо из коробки.
Нелепая реализация функций модели откровенно портит репутацию Roco, и я все больше убеждаюсь во мнении, что, как производителя локомотивов, Roco застряли в прошлом.
В следующий раз, вместо оформления предзаказа на новинку от Roco, я пожалуй, дождусь выхода модели и внимательно изучу инструкцию, и только если там меня все устроит, буду приобретать. Тоже самое можно сказать и о приобретении неопробованных декодеров, сначала стоит досконально изучить документацию на предмет отсутствия нужных возможностей и только потом заказывать.