2025-06-13 14:19:17

Доработка прицепного вагона Roco 7700013

Хобби H0 1:87 Roco

Прицепной вагон Roco 7700013

Неожиданная организация функционала этого вагона сразу побудила меня его немного переделать, а наличие на плате места под конденсатор подтолкнуло к действию.


Если не хочется читать предыдущий пост про эту модель, напомню, что изначально функционал модели неожиданный и портит хорошее впечатление от прекрасного внешнего вида. Здесь речь пойдет только о прицепном вагоне, поскольку про моторный - отдельная, еще более сложная история.

20250612_194011.jpg

Изначально производитель оборудовал вагон разъемом Plux16 и предусмотрел 3 физических выключателя (на плате 2 блока по 2 выключателя, но один не испольуется). Не знаю уж какой логикой они руководствовались когда так делали, но сделали вот что:

Выход AUX1 выведен на контактную площадку на плате для подключения дополнительного оборудования. Это удобно для установки, например, электромагнитных сцепок, но вряд-ли кто-то будет ставить их сюда.

Выход AUX2, через аппаратный выключатель на плате, управляет освещением салона. В принципе, отлично, но зачем через выключатель - загадка, возможно есть какая-то магия в аналоговое заглушке, связанная с этим.

Выходы на освещение F0f и F0r отвечают за включение красных огней в противоположную сторону. Хорошее решение, но вот только на плате нет белых огней, хотя на кузове фары есть. С одной стороны производитель ставит неиспользуемые диоды на плату освещения сверху, а с другой, на нижней плате, почему-то на них экономит, странно.

Другая пара переключателей на плате отвечает за отключение внешних световых приборов (тех самых красных огней) со стороны соответствующих кабин. Наверное, это единственное логичное решение в этом вагоне - удобно для конфигурации из нескольких вагонов.

Ну и обо всем этом производитель заботливо не написал ни слова в документации, за исключением странного описания переключателей.

20250612_143706.jpg

Сняв кузов вагона, сразу бросается в глаза посадочные места на плате под конденсатор, расположенные в логичном месте - в туалете за белым окном. Но радоваться не стоит, ножка "+" идет напрямую на 6-й пин декодера (V+Cap), никакой цепи ограничения заряда не предусмотрено. Видимо, тут расчет на специфический функциональный декодер, который содержит эту цепь на своей плате. А у многих локомотивных декодеров этот пин вообще не используется, как и было в моем случае с Uhlenbrock 74150.

Из хорошего здесь - верхняя плата освещения, унифицированная с моторным вагоном. К сожалению, к ней подходят всего 2 провода, но распаяны все элементы, а значит можно что-то дополнительное подключить.

Функционал здорового человека

Разобрав вагон до основания и выяснив схему нижней платы, я решил сделать то, что будет доступно с минимальными затратами, но даст максимальный эффект. Чтоб разобрать вагон полностью придется отпаять провода от платы освещения.

Для того, чтоб снять интерьер с защелок на основании вагона мне пришлось использовать два тонких лезвия от хобби-ножа. Сначала пальцами немного отжимается центральная защелка и в нее подкладывается первое лезвие, которое не дает ей защелкнуться. Для этого удобно использовать лезвие с плоским концом. Затем нож со скошенным лезвием нужно просунуть с края вагона к защелке и отцепить ее, потом так же с другой стороны.

20250612_145337.jpg

Я установлю конденсатор с цепью заряда, чтоб свет не мигал, как в моторном. А так же подключу свободный AUX1 к освещению задней кабины, чтоб хоть как-то компенсировать отсутствие белого света при движении назад. Ну и конечно, отключу красные спереди выключателем, поскольку вагон всегда работает прицепным в паре с моторным.

Для реализации пауэр-пака буду использоыать твердотельный конденсатор емкостью 1000 мкФ и напряжением 25 В. Это единственный вариант с максимальным номиналом и минимальным размером, который туда влезает вместе с цепью ограничения заряда. Для нее буду использовать диод 1n4007 и резистор 100 Ом мощностью 0.25 Вт. Немного поковырявшись с паяльником получилась вот такая сборка:

Power pack для Roco 7700013

Перед установкой в вагон ее обязательно нужно упаковать в термоусадочные трубки, чтоб избежать возможных замыканий. 

На всякий случай, немного теории. У всех круглых конденсаторов на корпусе отмечена "минусовая" ножка, а у танталовых квадратных - "плюсовая". Это иногда может сбивать с толку, но тем не менее.

Полярность конденсаторов

Схема конденсатора с ограничителем заряда часто встречается в инструкциях к декодерам и выглядит следующим образом:

Схема power pack

Здесь резистор ограничивает ток заряда конденсатора, а диод препятствует протеканию тока в обход резистора при заряде, а при разряде наоборот, позволяет току течь без сопротивления. Тем не менее, мой конденсатор немного греется при заряде, но быстро остывает, когда зарядится.

Отрицательный вывод конденсатора припаивается к отверстию "-" на плате в туалете, а вот плюсовой придется тащить до площадки "V+" на обратной стороне платы, рядом с площадкой "A1". Можно было бы дотащить и до пина 9 на разъеме, но площадка не используется, с ее помощью удобнее.

Между платой и интерьером проложить провода не удастся, места впритык, с проводами там модель просто не закроется. Приходится вести провода со стороны разъема и выходить наверх в районе туалета, там есть немного места для этого. Если бы я не пытался изначально припаяться к отверстию "+" на плате, то можно было бы использовать его для вывода провода.

Вот так выглядит сборка паэр-пака, затянутая в термоусадночные трубки, и установленная на свое место в вагоне:

20250612_193507.jpg

Теперь выход AUX1 для включения освещения в задней кабине. Реализация простая - нужно проложить тонкий провод от площадки "A1" на нижней плате к площадке "6" на плате освещения сверху и припаять. Все действия абсолютно идентичны прокладке провода для конденсатора, за исключением того, что провод нужен длиннее и припаивается в другое место.

Пока ковырялся с этим составил описание площадок на плате освещения, возможно кому-то пригодится:

1 Головной прожектор спереди
2 Головной прожектор сзади
3 V+
4 Салон
5 Передняя кабина
6 Задняя кабина

В качестве следующего этапа развития можно подумать о добавлении белого света сзади, даже подключить вроде бы есть куда, но диоды и проводку придется размещать поверх платы и тут могут быть проблемы с доступным местом. Плюс может появиться нюанс с засветкой обеих фар, как было у Piko Herkules ER20, поэтому эту модификацию отложим на потом.

В результате у меня получилась вот такая конструкция, которая позволяет немного управлять светом с декодера и не мигает им при потере контакта с рельсами:

20250612_221246.jpg

Программирование декодера под новые функции не вызывает проблем, тем более, что как писал в предыдущем посте, добавил удобный интерфейс для декодеров Piko / Uhlenbrock в DCC++Throttle.

Однако, поскольку в вагоне нет мотора, читать CV без дополнительной электронной обвязки не получится. И вот тут хочется кинуть камень в производителя, который мог бы использовать второй бесполезный блок переключателей на днище для того, чтоб отключать конденсатор и подключать балластную нагрузку на выводы мотора для режима программирования.

Поскольку декодер с модели снимается относительно легко, я решил ничего не городить, а использовать стенд для программирования - просто и безопасно. Многие считают, что использование стенда - оптимальный вариант для программирования безмоторных вагонов: "что там программировать в мотрисе?", но по своему опыту могу сказать, что при общей простоте управления функциями, оценить световые эффекты, вроде неоновой лампы, или яркость, глядя на светодиоды на стенде, достаточно сложно. Мне пришлось несколько раз возвращать декодер на стенд, чтоб подкрутить именно свет.

Вот так прошел мой первый день с моделью. И надо сказать, что это было больше утомительно, чем увлекательно. А впереди еще более сложная модернизация моторного вагона.