Дошли руки дооснастить локомотив Piko 57595 дополнительным освещением и электромагнитными сцепками. Модель из линейки хобби и уже не нова, поэтому, с одной стороны, есть простор для доработок, а с другой, это сулит некоторые сложности в процессе.
Перед тем как начать, хочу выразить благодарность автору вот этого поста за детальные фото модели изнутри и всех ее частей. Они мне очень помогли спланировать как что я буду делать не разбирая модель.
Я использую ESU LokPilot 5 потому, что у него достаточно дополнительных выходов, куда можно подключать нагрузку, и потому, что он "родной" для электромагнитных сцепок ESU, и, конечно, потому, что у него есть автоматическая калибровка параметров управления мотором. Эта "фича" делает выбор декодера практически безальтернативным сейчас.
Далее я буду делать отсылки к страницам из инструкции от декодера, скачать которую можно тут. В силу возраста и простоты модели, декодер приходится использовать с 8-пиновым разъемом NEM652 на проводах. Он поставляется в прозрачной термоусадке, которая надежно закрывает все дополнительные контакты. Для доступа к ним термоусадку придется либо снять целиком, разрезав на торце (рекомендуется), либо аккуратно, чтоб не повредить плату, вырезать кусок со стороны контактов (опасно, можно повредить декодер). Ну, и для пайки к этим контактам, понадобится паяльник с очень тонким жалом.
С настройками мотора по-умолчанию модель прекрасно едет. С рекомендованными настройками для этих моторов из инструкции едет заметно хуже, рывками. Возможно мотор там все таки 5-полюсный.
CV2 | CV9 | CV51 | CV52 | CV53 | CV54 | CV55 | CV56 | CV116 | CV117 | CV118 | CV119 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
По-умолчанию | 3 | 40 | 10 | 10 | 130 | 50 | 100 | 255 | 50 | 150 | 15 | 20 |
PIKO® 3-Pol Motor (Hobby Motor) | 3 | 25 | 15 | 20 | 120 | 25 | 50 | 220 | 50 | 80 | 10 | 25 |
Результат авто калибровки | * | * | * | * | * |
Естественно, я не удержаться от автоматической калибровки, и это был полный провал. Локомотив стал ехать еще хуже, а при повторных попытках выстреливал сильно дальше, чем отведенный метр тестового пути и не мог завершить процесс калибровки.
Возможно, причиной такого поведения стала измененная настройка кнопки F1 (для начала авто-калибровки нужно записать CV54=0 и нажать F1 на пульте, модель проедет почти 1 метр на полной скорости и сама себе запишет нужные значения в CV51-55. см. страницу 55 инструкции), и калибровать мотор надо было до всех прочих настроек. Тем не менее, я оставил настройки по-умолчанию, поскольку с ними модель едет прекрасно, а репутация ESU теперь оказалась подмочена.
Изначально в модели всего 2 лампочки (да да, именно лампы, а не светодиоды), отвечающие за свет по ходу движения. От них до фар свет идет с помощью пластиковых световодов. Яркости ламп достаточно, чтоб это было еще и светом в кабине, куда отдельного освещения не предусмотрено. Зато в передней кабине есть фигурка машиниста.
На фарах нарисованы красные точки, имитирующие красный свет. Но назад ничего не светит, поэтому они мало заметны. Свет вперед подведен мимо них, поэтому они не мешают переднему освещению.
Мне нравится ламповый свет, поэтому я сохраню лампы для света вперед и добавлю световоды в тормозные огни. Но придется уменьшить яркость и улучшить изоляцию кабины от их света. Доставка света от ламы к фарам сделана с помощью куска прозрачного пластика хитрой формы, который выступает световодом. На него я приклею миниатюрные светодиоды 0603 прямо под красными точками на фарах. К счастью, этот пластиковый световод сделан именно так, чтоб можно было установить светодиоды прямо под красные точки на фарах.
Я взял красные светодиоды 0603 с уже припаянными проводами с алиэкспресс. Да, они дорогие, по сравнению с лентой таких же без проводов, и провода у них одножильные и жесткие, а не мягкие многожильные, как обычно используют немцы в моделях. Но это избавит от необходимости паять такую мелочевку, а жесткие провода хорошо будут держать форму, проходя по поверхности световода и далее под крышей модели.
Красные светодиоды клею на свои места с помощью прозрачного УФ-клея (тоже с али), кроме этой смолы ничего другое их не берет, видимо, из-за материала изоляции китайских проводов. Затем провода нужно изогнуть по форме световода, а в пластиковой крышке, которая его закрывает, нужно просверлить 2 отверстия сверлом 0.8 мм., чтоб выпустить провода наружу. Пластик сверлится очень легко, достаточно ручной дрели. Так же сверху на этой детали есть выемка, которую я заклеил алюминиевым скотчем, чтоб свет меньше проникал в кабину.
Свет в кабинах будет сделан светодиодами 0805 белого цвета, к ним сразу будет припаян SMD-резистор 102, чтоб снизить яркость. Эта "люстра" будет приклеена к куску пластика, а на него с обратной стороны алюминиевый скотч, чтоб мощный светодиод не просвечивал крышу.
И уже вся эта "люстра" клеится к крыше на супер-клей. В задней стенке кабины нужно выточить надфилем небольшой пропил, чтоб выпустить провода наружу не мешая установке кабины в корпус.
Вся проводка от диодов пойдет под крышей локомотива. Поскольку светодиодов много, то для облегчения дальнейшего монтажа, нужно сделать небольшую коммутационную плату. На ней будет 6 SMD резисторов 102 (номиналом 1К) и общий "+" (получается, что у на освещении кабины будет по 2 резистора, это не страшно т.к. светодиоды там очень яркие, ну и у меня был только один номинал резисторов). Размеры модели позволяют использовать и обычные резисторы 0.25Вт. Благодаря плате из 12 проводов станет всего 5. Сама плата изолируется и на двустороннем скотче закрепляется под крышей локомотива, чтоб не мешать дальнейшей сборкке.
На проводах от платы к декодеру нужно сделать разъем, чтоб корпус локомотива оставался съемным. Разъем удобно сделать из куска гребенки 2.54 мм. и ответной части для нее (так же с алиэкспресс). Под новое освещение будет задействовано 4 дополнительных выхода декодера. Перед тем, как припаивать провода к декодеру, нужно обязательно проверить, что все светит как надо.
Выход декодера | Цвет провода | Световая функция |
---|---|---|
AUX2 | Белый | Передняя кабина |
AUX8 | Желтый | Задняя кабина |
AUX6 | Черный | Красные спереди |
AUX7 | Красный | Красные сзади |
Общий "+" | МГТФ |
Цвет проводов указал себе на память, следовать ему не обязательно. AUX1 не используется т.к. он выведен в разъем NEM652 и отпивать его оттуда не хочется. AUX4 и AUX5 будут задействованы под сцепки.
Не получилось задействовать AUX3 для освещения задней кабины, поскольку он оказался постоянно включенным, либо дефект декодера, либо, что более вероятно, я его "подпалил" при пайке, поэтому вместо него взял AUX8. Так же оказалось, что контактные площадки с декодера очень легко отдираются при использовании толстых проводов, вроде МГТФ. Так я отодрал второй общий "+" с декодера и пришлось использовать его с платы локомотива. Репутация ESU снова была подмочена.
Теперь, чтоб свет работал как хочется, в настройках декодера нужно сделать следующее (см. инструкцию стр. 65, 68, 64, 58, 60):
Для освещения вперед/назад уменьшить яркость ламп, добавить эффект плавного включения. А так же убрать включение AUX1 по кнопке F1 (не обязательно).
CV | Значение | ||
---|---|---|---|
Index register | 31 | 16 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Index register | 32 | 0 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Light front (Config. 1) Mode Select CV | 259 | 2 | Dimmable light („Fade in/out”) |
Light front (Config. 1) Brightness CV | 262 | 17* | Defines the brightness of each individual function out- put in 32 steps (0 to 31). |
Light back (Config. 1) Mode Select CV | 267 | 2 | Dimmable light („Fade in/out”) |
Light back (Config. 1) Brightness CV | 270 | 17* | Brightness 0 – 31 |
Index register | 32 | 3 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Row 3 Control CV A | 289 | 0 | Key F1 is On = 64 (проверить, что там это было) |
Ряд 3 был найден экспериментально (по инструкции это должен быть ряд 7, а по факту на 4 выше).
Свет в передней кабине. Для выхода AUX2 установить тип LED, снизить яркость и добавить эффект энергосберегающей лампы. Заменить активацию выхода с кнопки F2 на F1 при направлении вперед.
CV | Значение | ||
---|---|---|---|
Index register | 31 | 16 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Index register | 32 | 0 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
AUX2 (Config. 1) Mode Select CV | 283 | 17 | Energy saving lamp |
AUX2 (Config. 1) Brightness CV | 286 | 3* | Brightness 0 – 31 |
AUX2 (Config. 1) Special Function CV1 | 287 | 128 | LED mode |
Index register | 32 | 3 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Row 4 Control CV A | 305 | 68 | Key F1 is On = 64, Direction is forward = 4 |
Row 4 Control CV B | 306 | 0 | Key F2 is On = 1 (проверить, что там это было) |
Ряд 4 был найден экспериментально (по инструкции это должен быть ряд 8, а по факту на 4 выше).
Свет в задней кабине. Для выхода AUX8 установить тип LED, снизить яркость и добавить эффект энергосберегающей лампы. Заменить активацию выхода с кнопки F5 на F1 при направлении назад.
CV | Значение | ||
---|---|---|---|
Index register | 31 | 16 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Index register | 32 | 0 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
AUX8 Mode Select CV | 331 | 17 | Energy saving lamp |
AUX8 Brightness CV | 334 | 3* | Brightness 0 – 31 |
AUX8 Special Function CV1 | 335 | 128 | LED mode |
Index register | 32 | 3 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Row 12 Control CV A | 433 | 72 | Key F1 is On = 64, Direction is reverse = 8 |
Row 12 Control CV D | 436 | 0 | Key F10 is On = 1 (проверить, что там это было) |
Ряд 12 был найден экспериментально (по инструкции это должен быть ряд 16, а по факту на 4 выше).
Красные огни спереди. Для выхода AUX6 установить тип LED и снизить яркость. Заменить активацию выхода с кнопки F8 на F0, при направлении назад, добавить отключение по F2.
CV | Значение | ||
---|---|---|---|
Index register | 31 | 16 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Index register | 32 | 0 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
AUX6 Mode Select CV | 315 | 1 | Dimmable light = 1 (проверить, что там это было) |
AUX6 Brightness CV | 318 | 1* | Brightness 0 – 31 |
AUX6 Special Function CV1 | 319 | 128 | LED mode |
Index register | 32 | 3 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Row 10 Control CV A | 401 | 24 | Key F0 is On = 16, Direction is reverse = 8 |
Row 10 Control CV B | 402 | 2 | Key F2 is Off = 2 |
Row 10 Control CV C | 403 | 0 | Key F8 is On = 16 (проверить, что там это было) |
Ряд 10 был найден экспериментально (по инструкции это должен быть ряд 14, а по факту на 4 выше).
Красные огни сзади. Для выхода AUX7 установить тип LED и снизить яркость. Заменить активацию выхода с кнопки F9 на F0, при направлении вперед, добавить отключение по F2.
CV | Значение | ||
---|---|---|---|
Index register | 31 | 16 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Index register | 32 | 0 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
AUX7 Mode Select CV | 323 | 1 | Dimmable light = 1 (проверить, что там это было) |
AUX7 Brightness CV | 326 | 1* | Brightness 0 – 31 |
AUX7 Special Function CV1 | 327 | 128 | LED mode |
Index register | 32 | 3 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Row 11 Control CV A | 417 | 20 | Key F0 is On = 16, Direction is forward = 4 |
Row 11 Control CV B | 418 | 2 | Key F2 is Off = 2 |
Row 11 Control CV C | 419 | 0 | Key F9 is On = 64 (проверить, что там это было) |
Ряд 11 был найден экспериментально (по инструкции это должен быть ряд 15, а по факту на 4 выше).
* Подбор яркости может зависеть от модели и цвета используемых светодиодов, а так же номиналов резисторов. ESU рекомендует резисторы 470 Ом - 2.2К (см. стр. 27 инструкции).
У меня большинство светодиодного освещения работает на минимальной яркости. И хоть переработка электричества в тепло сведена к минимуму, все же смело можно было использовать резисторы номиналом 4К7 или даже 10К.
Когда светло или в сумерках освещение выглядит прекрасно, а вот в полной темноте, из-за того, что в конструкции присутствуют световоды, красные светодиоды немного засвечивают соседние фары и прожектор. К сожалению, этого нельзя избежать до тех пор, пока в конструкции присутствуют световоды. Можно, конечно, заменить их на платы с 5 светодиодами и, заодно, выкинуть лампы накаливания, но это уже совсем другая большая работа. А на текущем этапе это решается отключением красных огней по кнопке F2.
Однажды их попробовав, хочется поставить на все локомотивы - это просто новый уровень функций модели. И совсем не важно, что модель дешевая, а сцепка дорогая, если моделька нравится, то ее однозначно стоит оснастить электромагнитной сцепкой. Я использую сцепки ESU 41002, которые уже успешно себя показали на других моделях. Они займут 2 дополнительных выхода декодера, а конфигурация и управление сцепками будут аналогичные Piko 52440 Diesellok D.141.
Установка сцепок, казалось, не вызывает вопросов: отвернуть 2 винта и заменить сцепку, но все не так просто. Провода от сцепки нужно аккуратно развести по бокам NEM-шахты, иначе они будут прижаты метельником и сцепка не будет возвращаться в центральное положение. Далее, провести провода от сцепок внутрь модели до декодера тоже "отдельный вид удовольствия". К счастью, на тележках есть свободное место в крепеже для проводов.
Провода от сцепок я припаиваю к AUX4 и AUX5 на декодере, а общий "+" буду использовать с платы локомотива. Таким образом, снятие декодера с модели более не предусмотрено. Наверное, можно было бы сделать разъем, как для освещения на кузове, но здесь снимать ничего не требуется.
Настройка декодера для управления сцепками уже не вызывает вопросов (см. тут и тут, а так же в инструкции стр. 65, 58, 68, 60, 64, 83):
Конфигурация выходов передней (AUX4) и задней (AUX5) сцепок.
CV | Значение | ||
---|---|---|---|
Index register | 31 | 16 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Index register | 32 | 0 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
AUX4 Mode Select CV | 299 | 33 | Autocoupler coil#2 |
AUX4 Switching-On/-Off Delay | 300 | 3 | Range 0-15, Time 0-6,144 sec |
AUX4 Automatic Switch Off | 301 | 4 | unit is 0.4 sec * 5 = 2.0 seс |
AUX4 Brightness CV | 302 | 16 | range 0 - 31 |
AUX5 Mode Select CV | 307 | 33 | Autocoupler coil#2 |
AUX5 Switching-On/-Off Delay | 308 | 3 | Range 0-15, Time 0-6,144 sec |
AUX5 Automatic Switch Off | 309 | 4 | unit is 0.4 sec * 5 = 2.0 seс |
AUX5 Brightness CV | 310 | 16 | range 0 - 31 |
Настройка параметров маневра расцепления. На мой взгляд, он куда интереснее ручного управления расцеплением.
CV | Значение | ||
---|---|---|---|
Automatic decoupling speed | 246 | 16 | range 0 - 255 |
Automatic decoupling move | 247 | 44 | unit is 0.016 sec * 125 = 0.64 sec |
Automatic decoupling push | 248 | 15 | unit is 0.016 sec * 49 = 0.12 sec |
Использование маневра расцепления вместо ручного управления сцепками по F6 и F7.
CV | Значение | ||
---|---|---|---|
Index register | 32 | 3 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Row 8 Control CV A | 369 | 8 | Direction is reverse = 8 |
Row 8 Control CV C | 371 | 1 | Key F6 is On = 1 (проверить, что там это есть) |
Index register | 32 | 8 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Row 8 Control CV K | 369 | 32 | Output AUX4 On = 32 (проверить, что там это есть) |
Row 8 Control CV N | 372 | 64 | Uncoupling cycle = 64 |
Index register | 32 | 3 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Row 9 Control CV A | 385 | 4 | Direction is forward = 4 |
Row 9 Control CV C | 387 | 4 | Key F7 is On = 4 (проверить, что там это есть) |
Index register | 32 | 8 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Row 9 Control CV K | 385 | 64 | Output AUX5 On = 64 (проверить, что там это есть) |
Row 9 Control CV N | 388 | 64 | Uncoupling cycle = 64 |
Ряды 8 и 9 был найдены экспериментально (по инструкции это должны быть ряды 12 и 13, а по факту на 4 выше).
Еще сцепки можно отрегулировать по высоте, если они плохо сцепляются с вагонами.
Перво-наперво, выходные я провел не зря, хоть и вообще не отдохнул. Работа по улучшению модели оказалась очень большой и ресурсоемкой. Непосредственно, возня с моделью заняла 2 полных дня, с частыми перерывами, поскольку нужна постоянная концентрация в процессе, а цена ошибки очень высока. И это без учета предварительного потраченного времени на планирование и придумывание, как реализовать свои хотелки.
Результат оправдал ожидания. Старая и простая хобби-модель, которая живет у меня уже 3 года, а конструкция образца еще нескольких лет назад, получила возможности "премиум класса" и заиграла новыми светодиодными красками. Радость и удовольствие от катания модели в теперешнем ее виде, однозначно, стоили вложенных сил и времени.
Холодный белый свет диода на фото кажется совсем синим из-за ШИМ. В реальности он красивый серый, а стекло кабины такой формы, что работает как линза, улучшающая обзор внутрь. Со светом получилось очень интересно.
К сожалению, в процессе выяснилось, что декодеры ESU не такие уж "суперские", а киллер-фича автоматической калибровки мотора - совсем не панацея на все случаи. По факту, для данного локомотива, смысл использования декодера ESU только в количестве выходов и управлении маневром автоматического расцепления, в остальном, со всеми задачами прекрасно справляется более дешевый декодер Modelldepo LGR1120, на котором модель успешно проездила 3 года.
Вот так, с помощью доработок собственными руками, локомотив, который раньше просто нравился, теперь радует прекрасными современными функциями, дарит новые эмоции, и сейчас является уникальным в своем роде.