Этот локомотив более известен как BR 120 или наш М62, но Piko 52904 получил название V 200 в соответствии с более ранней классификацией немецких локомотивов, которая существовала в годы модельной эпохи III. Но вне зависимости от названия внутри они все устроены одинаково.
Я долго не решался на модификацию этой модели электромагнитными сцепками из-за конструктивной сложности механизма сцепок, а главное из-за отсутствия свободных выходов на разъеме Plux22. Тот случай, когда модель серии Expert вышла через чур нафаршированной от производителя.
Как обычно, буду ставить сцепки ESU 41002, они в паре с декодером ESU LokPilot 5 успели хорошо себя зарекомендовать на других моих моделях.
Изначально функции модели выглядят вот так (кнопки для конфигурации декодера ESU LokPilot 5 с настройками по-умолчанию):
F1 | AUX1 | Красные огни сзади, если включен свет. Включает свет спереди, но без красного сзади, если свет выключен. |
F2 | AUX2 | Красные огни спереди, если включен свет. Включает свет сзади, но без красного спереди, если свет выключен. |
F5 | AUX3 | Свет в кабине машиниста по ходу движения, если включен свет. |
F6 | AUX4 | Центральный прожектор начинает гореть ярче (дальний свет). |
F7 | AUX5 | Свет в моторном отсеке. |
F8 | AUX6 | Маневровый свет (белый) спереди справа и сзади слева, вне зависимости от направления движения. |
F9 | AUX7 | Маневровый свет (белый) спереди слева и сзади справа, вне зависимости от направления движения. |
Из всего этого многообразия проще всего использовать для сцепок AUX1+AUX2 или AUX6+AUX7, как самые наименее используемые. Ну или, чтоб вообще не потерять функционала, городить небольшую обвязку из электроники и задействовать слаботочные выходы SUSI AUX11+AUX12, которые у меня никак не используются и должны быть выведены на плату локомотива как IOA и IOB.
Пока я размышлял о том, как лучше сделать, техподдержка пико прислала мне фотографии платы локомотива, за что им спасибо, не пришлось разбирать модель:
С одной стороны, городить огород из транзисторных ключей (MOSFET) мне не хотелось, тем более, что все равно не пользуюсь, например маневровым светом. А с другой, сразу захотелось прикрутить маневровый свет к маневровому режиму и не терять функционал.
В общем, был принят вариант с транзисторными ключами, который удалось упростить благодаря готовой плате для этих целей LaisDcc 860052 "Aux 3-4 Logic Level Function Amplifier Board". Ну или для этого подойдет любой сдвоенный ключ (2N-MOSFET) рассчитанный на 20В 2А и более, например, SI9955DY или IRF7103TRPBF или AO4822A и т.д.
Для меня стало открытием, что слаботочные AUX выходы декодера (они же "Logic level outputs") ведут себя как GPIO порты микроконтроллеров, т.е. коммутируют "+", а не землю, в отличии от обычных, силовых AUX.
В соответствии с инструкцией по сигнализации на железных дорогах (ИСИ РЖД):
Локомотив при маневровых передвижениях, в том числе при следовании к составу и от состава поезда, ночью должен иметь по одному прозрачно-белому огню впереди и сзади на буферных брусьях со стороны основного пульта управления локомотивом.
Основной пульт управления - это рабочее место машиниста, на локомотивах этой серии находится с правой стороны.
Но поскольку локомотив немецкий (DR), то следует использовать сигнал "Fz 1" (оригинал на немецком тут):
Белый свет спереди и сзади, обычно на уровне буферов.
Собирая воедино все это, получается, что белый маневровый свет должен быть спереди справа и сзади слева по ходу движения.
Тем не менее, для реализации всего функционала, который умеет модель, я сделаю и альтернативный вариант маневрового света, по диагонали слева. Свободная кнопка для этого, благо, есть.
Мои опасения относительно сложности развеялись, как только я разобрал модель. Изначально я опасался, что динамический механизм наглухо закрыт крышкой и ее придется сверлить, чтоб выпустить провода, но все оказалось гораздо проще. Со стороны телег между крышкой механизма и корпусом модели достаточно места, чтоб пропустить провода.
Сцепки в шахты лучше установить до демонтажа крышки динамического механизма. В противном случае есть шанс долго искать выстрелившую из него пружинку.
Единственная сложность - это то, что провода от самой сцепки нужно вести не под NEM-шахтой, а по бокам от нее, иначе они будут тереться о путеочиститель и мешать движению сцепки вправо-влево. К счастью, провода легко гнутся и держат форму.
Сами провода от сцепок желательно нарастить до установки сцепок на модель, а не после, как это сделал я. До платы провода сцепок легко доходят по тем же путям, что и провода от панелей освещения. На самой плате их можно зафиксировать тонкими кусками изоленты для удобства.
На случай, если понадобится регулировка сцепок по высоте, чтоб ничего не сломать, делать это нужно сняв путеочистители. Они крепятся на штифтах-приливах, входящих в отверстия клыков рамы и снимаются горизонтально от центра тепловоза. В моем случае это не потребовалось.
На китайской плате установлен чип с маркировкой "H03A G1", найти что это такое мне не удалось, но больше всего похоже на AO6802. Подключение платы простое и соответствует таблице:
Модель - усилитель | Усилитель - сцепки | ||
---|---|---|---|
F+ | DC | OUT3 | Задняя сцепка "-" |
IOA (AUX11) | F3L | DC | Задняя сцепка "+" |
IOB (AUX12) | F4L | DC | Передняя сцепка "+" |
GND | GND | OUT4 | Передняя сцепка "-" |
Плюсовой вывод у сцепки находится справа по ходу движения, картинка есть в посте Piko 52440 Diesellok D.141 FS IV.
Монтаж удобнее проводить в следующем порядке: сначала к плате-усилителю припаиваем провода, которые пойдут от нее на плату модели; затем укладываем провода от сцепок и припаиваем к плате усилителю; и после этого уже провода от платы-усилителя припаиваем к плате модели. Саму плату-усилитель лучше затянуть в термоусадочную трубку для изоляции. Вот так получилось у меня:
Теперь можно проверить работу сцепок кнопками F13 и F14. Чтоб не сжечь сцепки, их нельзя держать включенными дольше 1 секунды, этого достаточно чтоб увидеть или услышать, что сцепка включилась, и сразу выключить. Или сразу убрать модель с рельсов, если что-то пойдет не так.
Делать буду сразу в соответствии со своим стандартом управления. Целевая модель назначения кнопок управления:
F0 | Свет | Свет по направлению движения, плавное включение, красный сзади | AUX1, AUX2 |
F1 | Свет в кабине |
AUX3 | |
F2 | Свет в моторном отсеке, эффект лампы дневного света | AUX5 | |
F3 | Прожектор, дальний свет, плавное включение, принудительное включение на ходу, если не маневровый режим |
AUX4 | |
F4 | Сцепки | Маневровый режим и свет справа, плавное включение | AUX6 |
F5 | Задняя сцепка, маневр расцепления при направлении вперед | AUX11 | |
F6 | Передняя сцепка, маневр расцепления при направлении назад | AUX12 | |
F7 | Разное | Отключить красные огни сзади по ходу движения, если включен свет | AUX1, AUX2 |
F8 | Включить только красные сзади по ходу движения (если выключен свет) | AUX1, AUX2 | |
F9 | Альтернативный маневровый режим (свет слева), плавное включение | AUX7 | |
F10 | Отключить задержку разгона/торможения | — |
Эффект энергосберегающей лампы выглядел совсем тускло, поэтому решил оставить просто свет, с ним свет в кабине нормально виден. А вот эффект неоновой лампы для белого освещения моторного отсека выглядит очень хорошо, длительность (количество) вспышек включения можно настроить.
Поскольку я буду использовать выходы SUSI для сцепок, нужно убедиться, что в декодере выключено SUSI. Для этого нужно в CV124 бит 3 поставить 0. См. страницы 71 и 81.
CV | Значение | ||
---|---|---|---|
Extended Configuration #2 | 124.3 | 0 | Disable SUSI serial protocol = 0 Enable SUSI serial protocol = 8 |
Ну или прочитать что было в CV124 и вычесть из этого 8. В конфигурации по-умолчанию получается: 28 - 8 = 20. В моем декодере там вообще было 4 и ничего менять не стал.
Сначала, как обычно, настраиваю режимы работы и эффекты на выходах:
CV | Значение | ||
---|---|---|---|
Index register | 31 | 16 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Index register | 32 | 0 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
Light front (Config. 1) Mode Select CV | 259 | 2 | Dimmable light („Fade in/out”) |
Light front (Config. 1) Special Function CV1 | 263 | 128 | LED Mode = 128 |
Light back (Config. 1) Mode Select CV | 267 | 2 | Dimmable light („Fade in/out”) |
Light back (Config. 1) Special Function CV1 | 271 | 128 | LED Mode = 128 |
AUX1 Special Function CV1 | 279 | 128 | LED Mode = 128 |
AUX2 Special Function CV1 | 287 | 128 | LED Mode = 128 |
AUX3 Mode Select CV | 291 | 1 | Dimmable light |
AUX3 Special Function CV1 | 295 | 128 | LED Mode = 128 |
AUX4 Mode Select CV | 299 | 2 | Dimmable light („Fade in/out”) |
AUX4 Special Function CV1 | 303 | 128 | LED Mode = 128 |
AUX5 Mode Select CV | 307 | 16 | Fluorescent lamp |
AUX5 Special Function CV1 | 311 | 128 | LED Mode = 128 |
AUX5 Special Function CV2 | 312 | 8 | Startup time (0 - 255) |
AUX6 Mode Select CV | 315 | 2 | Dimmable light („Fade in/out”) |
AUX6 Special Function CV1 | 319 | 128 | LED Mode = 128 |
AUX7 Mode Select CV | 323 | 2 | Dimmable light („Fade in/out”) |
AUX7 Special Function CV1 | 327 | 128 | LED Mode = 128 |
AUX11 Mode Select CV | 355 | 33 | Autocoupler coil#2 |
AUX11 Switching-On/-Off Delay | 356 | 3 | Range 0-15, Time 0-6,144 sec |
AUX11 Automatic Switch Off | 357 | 4 | unit is 0.4 sec * 5 = 2.0 seс |
AUX11 Brightness CV | 358 | 8* | range 0 - 31 |
AUX12 Mode Select CV | 363 | 33 | Autocoupler coil#2 |
AUX12 Switching-On/-Off Delay | 364 | 3 | Range 0-15, Time 0-6,144 sec |
AUX12 Automatic Switch Off | 365 | 4 | unit is 0.4 sec * 5 = 2.0 seс |
AUX12 Brightness CV | 366 | 8* | range 0 - 31 |
* значения яркости (мощности) для управления сцепками могут зависеть от типа используемого усилителя логических выходов декодера.
Затем параметры маневра расцепления:
CV | Значение | ||
---|---|---|---|
Automatic decoupling speed | 246 | 16 | range 0 - 255 |
Automatic decoupling move | 247 | 44 | unit is 0.016 sec * 44 = 0.7 sec |
Automatic decoupling push | 248 | 15 | unit is 0.016 sec * 15 = 0.15 sec |
И, под конец, "маппинг" функциональных кнопок. В таблице приведены только значимые CV. В каждом ряду настроек нужно установить 0 во все CV (Control CV A-J и Control CV K-Q), кроме тех, что указаны в таблице:
CV | Значение | ||
---|---|---|---|
Index register | 31 | 16 | 12.2.1. Index CV access, стр. 56 |
F0: свет вперед, красный назад | |||
Row 1 | Control CV A Direction is forward = 4 Control CV A Key F0 is On = 16 Control CV C Key F7 is Off = 8 Control CV K Output Headlight On [Conf. 1] = 1 Control CV K Output AUX1 On [Conf 1.] = 4 |
||
F0: свет назад, красный вперед | |||
Row 2 | Control CV A Direction is reverse = 8 Control CV A Key F0 is On = 16 Control CV C Key F7 is Off = 8 Control CV K Output Rearlight On [Conf. 1] = 2 Control CV K Output AUX2 On [Conf 1.] = 8 |
||
F1: свет в кабине по ходу движения | |||
Row 3 | Control CV A Key F1 is On = 64 Control CV K Output AUX3 On = 16 |
||
F2: свет в моторном отсеке | |||
Row 4 | Control CV B Key F2 is On = 1 Control CV K Output AUX5 On = 64 |
||
F3: прожектор по ходу движения | |||
Row 5 | Control CV B Key F3 is On = 4 Control CV K Output AUX4 On = 32 |
||
Прожектор на ходу не в маневровом режиме | |||
Row 6 | Control CV A Locomotive drives = 1 Control CV B Key F4 is Off = 32 Control CV C Key F9 is Off = 128 Control CV K Output AUX4 On = 32 |
||
F4: маневровый режим и свет | |||
Row 7 | Control CV B Key F4 is On = 16 Control CV C Key F9 is Off = 128 Control CV K Output AUX6 On = 128 Control CV N Shunting Mode On = 2 |
||
F5: сцепка сзади, маневр расцепления | |||
Row 8 | Control CV A Direction is forward = 4 Control CV B Key F5 is On = 64 Control CV L Output AUX11 On = 16 Control CV N Uncoupling cycle = 64 |
||
F6: сцепка спереди, маневр расцепления | |||
Row 9 | Control CV A Direction is reverse = 8 Control CV C Key F6 is On = 1 Control CV K Output AUX12 On = 32 Control CV N Uncoupling cycle = 64 |
||
F7: отключить красные сзади | |||
Row 10 | Control CV A Direction is forward = 4 Control CV A Key F0 is On = 16 Control CV C Key F7 is On = 4 Control CV K Output Headlight On [Conf. 1] = 1 |
||
F7: отключить красные спереди | |||
Row 11 | Control CV A Direction is reverse = 8 Control CV A Key F0 is On = 16 Control CV C Key F7 is On = 4 Control CV K Output Rearlight On [Conf. 1] = 2 |
||
F8: только красные сзади | |||
Row 12 | Control CV A Direction is forward = 4 Control CV C Key F8 is On = 16 Control CV K Output AUX1 On [Conf 1.] = 4 |
||
F8: только красные спереди | |||
Row 13 | Control CV A Direction is reverse = 8 Control CV C Key F8 is On = 16 Control CV K Output AUX2 On [Conf 1.] = 8 |
||
F9: маневровый режим, альтернативный свет | |||
Row 14 | Control CV B Key F4 is Off = 32 Control CV C Key F9 is On = 64 Control CV L Output AUX7 On = 1 Control CV N Shunting Mode On = 2 |
||
F10: отключить задержки | |||
Row 15 | Control CV D Key F10 is On = 1 Control CV O Disable Acceleration&Braking times = 8 |
Процесс конфигурации даже небольшого количества рядов маппинга функций достаточно утомительный и требует повышенного внимания. А уж когда предстоит переписать почти всю конфигурацию модели, понимаешь, почему люди платят немалые деньги за фирменный программатор. Но это не наш путь.
Заказанная на али плата с ключами для усиления логических выходов ехала очень длинным путем из Китая. Не смотря на большую стоимость доставки, она не попала в сборную посылку с остальными позициями из заказа и поехала отдельно сама по себе.
Пока ждал плату, провел время с пользой - добавил возможность настроить маппинг и функциональные выходы в DCC++Throttle. Начиная со свежей версии, все настройки можно накликать галочками в интерфейсе, вместо утомительного чтения/писания CV по табличке.
Фактически, я сделал бесплатную альтернативу функционалу ESU LokProgrammer. И не собираюсь останавливаться на этом, в планах реализация интерфейса для настройки других декодеров. Если у вас есть потребность в таком интерфейсе - пишите, договоримся.
На этом все, больше нет смысла писать длинные таблицы правок CV, нужные настройки теперь легко делаются через DCC++Throttle.