В этот раз я стал обладателем локомотива серии Expert. Я не гнался за словом "expert", посто попалась модель, которая была нужна по хорошей цене, на фоне возможных альтернатив, и главное, без ненужных наворотов, за которые приходится переплачивать.
Локомотив был приобретен на смену сошедшему с дистанции (на полку) старопиковскому BR-120. Сравнивать с ним нет особого смысла т.к., как минимум, разница в возрасте у них более 30 лет, но все же, отсылки буду делать к нему.
Взяв коробку в руки, немного удивляешься ее размеру и весу. Упаковка действительно качественная и добротная, и она не такая уж избыточная, как может показаться. Главная ее заслуга - это то, что модель приехала из Германии почтой в целости и сохранности.
Достав из упаковки в взяв модель в руки ощущается непривычный вес и холодок металла, здесь похоже металлическая рама, как минимум ящик между телегами точно металлический. А вот вес мне показался избыточным, может в пересчете на масштаб он такой и должен быть, но с точки зрения модели, мне показалось тяжеловато. Взвешивать не стал, все равно это ничего не изменит.
В глаза сразу бросается детализация вентилятора на крыше, а потом еще и на телегах. Еще один приятный момент, хромированные усы под стеклами кабины в реальности не так сильно блестят как на фото и выглядят вполне гармонично.
Поскольку в модели нет ничего лишнего, то перед ходовыми испытаниями с цифровым управлением нужно произвести вскрытие и установить декодер.
Разъем для декодера Plux22, причем используется он полностью, поэтому, если хочется играться во все функции, то использовать Plux16 декодер не получится. И Plux22 декодер нужен не урезанный, а с управлением до AUX7 включительно.
Снимаем корпус. Он держится на 4 защелках над средними осями телег. Для снятия нужно развести стенки корпуса в стороны и стянуть его вверх. Это сделать не так просто как написано. Мне помогла зубочистка, которую надо подсунуть в середине корпуса (в районе телег побоялся повредить мелкие детали) и потом оттянуть с другой стороны и тогда получится снять.
Под корпусом на месте декодера нас встречает заглушка с Plux12 для работы в аналоговом режиме. Ее можно смело снимать не боясь потом что-то перепутать тк на разъеме есть ключ, но по факту она вряд-ли когда-то понадобится. Приятно, что на палате обозначен пунктиром максимальный размер декодера. Установка самого декодера проще некуда - просто вставить разъем, ошибиться не получится, на разъеме есть ключ.
Я не любитель модельного звука, поэтому декодер у меня не звуковой, но в модели есть место под динамик и установка звука не составит проблем. Модель оцифрована, это была самая простая оцифровка на свете. Закрываем корпус. Обратно корпус одевается куда проще чем снимается. Но тут важно поставить на места панели освещения спереди и сзади, которые могли выйти вверх при снятии корпуса.
С декодером ESU LokPilot 5 модель поехала сразу со всеми функциями без каких-либо дополнительных настроек. Для начала этого более чем достаточно, а далее декодер имеет огромное количество возможностей, которые позволяют накрутить все тонкости, сделать условные функции и еще кучу всего.
На ходу локомотив великолепен! Идет очень плавно и вальяжно благодаря весу. При движении издает низкий звук, который может заменить звуковой декодер. Приятно радуют глаз миниатюрные красные диоды сзади. А вот передние слишком белые на мой вкус, они должны быть более желтыми, цвета лампы накаливания, чтоб соответствовать эпохе. То же самое можно сказать и про подсветку моторного отсека.
При всех достоинствах, модель не лишена недостатков. При всем удовольствии от expert и там и сям, у него на колесах всего 2 резинки на 6 осей т.е. по одной резинке на тележку. Плюс к этому, ход средней оси тележки по вертикали крайне мал, что может приводить к проблемам с проходимостью при движении на подъеме по радиусу или на неровностях. Опираясь на среднюю ось тележки, происходит ухудшение сцепления ведущих колес, и те что остались не могут утащить тяжелый локомотив вверх.
Для примера, на моем макете на одном из радиусных подъемов и на диагонали так и происходит. При движении на небольшой скорости, вес перераспределяется так, что вывешивается одна телега и модель начинает буксовать не в силах затянуть себя выше. Решается это либо увеличением скорости на подъеме, либо доработкой ходовой части локомотива так, чтоб дать больше свободы средней оси. Для 4-осных локомотивов это вообще не проблема, поскольку они лишены средней оси и тележку на них вывесить куда сложнее. Так же такой проблемы бы не было, если бы все 6 осей были ведущими.
Никогда бы не подумал, что купив новую модель ее придется пилить в прямом смысле этого слова. Основываясь на опыте обладателя аналогичной модели, я решил взяться за надфиль. Суть доработки в том, что если примерно на 0.5 мм. углубить посадочное место средних осей, то проблемы с проходимостью решаются.
Для проведения работ понадобится оправка, чтоб расположить модель вверх колесами и не повредить, ее удобно сделать из ЭППС. Так же нужно частично разобрать тележки: снять боковины, которые держатся на трении, и вывернуть винты снизу, чтоб добраться до осей.
Для снятия боковин лучше использовать что-то мягкое вроде пластиковой или деревянной палочки. Перед тем как пилить стоит постараться прикрыть механизм, чтоб минимизировать количество опилков, которые туда попадут. Для этого можно вырезать по размеру полоску из бумаги и вставить над шестернями.
Для контроля глубины пропила можно ориентироваться по утолщению на корпусе вокруг посадочного места оси, его хорошо видно вблизи, или периодически контролировать вставляя ось на место и прикладывая сверху что-то ровное вроде линейки на колеса, чтоб видеть насколько ниже средняя ось.
После завершения пропила очень желательно убрать опилки с помощью маленького пылесоса, я специально для макетно-модельных работ приобрел вот такой на али (не реклама, а вынужденная мера). Это убережет шестеренки механизма.
Результат превзошел мои ожидания, какие-то несчастные пол миллиметра и такая разница на ходу!
Безусловно хочется присоединиться к словам о том, что Piko сделали не модель, а полуфабрикат, и ведь это уже не первое поколение этой конструкции. Но оправданием производителю служит цена, которая весьма привлекательна, в отличие от конкурентов. Для меня цена оправдала затраты на доводку благодаря опыту тех, кто проделал аналогичные доработки до меня, надеюсь и моя кому-то станет полезной.