2022-09-18 14:44:38

Прошёл второй год стройки ЖД-макета дома

Хобби H0 1:87

Мой макет

Прошел еще год стройки макета дома. Активная фаза строительства завершена и можно подводить итоги. Сделано все, что было задумано: все построено, подключено, светится и ездит. Остались какие-то вещи на уровне обслуживания и автоматизации, но глобально стройка завершена. Здесь как с ремонтом, его невозможно закончить, можно только прекратить. Всегда останется что улучшить, доделать или переделать.


Не могу сказать, что за прошедший год уделял макету столько времени, сколько планировал год назад. Но даже не смотря на это, удалось довести макет до состояния, в котором в него можно играться. Это очень важно, поскольку теперь можно пользоваться плодами длительного процесса стройки, а не только строить и строить. Результат достигнут.

Макет ночью

На макете завершена вся видимая часть, за исключением мелочей, которые будут всегда прирастать в процессе эксплуатации - там кустик добавить, а тут ящик, ну и т.д. Немного подкачалаи обитали макета, с их покупкой оказались неожиданные проблемы, как и со всем, что сейчас едет из Европы. Но не смотря на это, часть их уже закуплена и медленно размещается на своих местах, медленно т.к. процесс очень творческий и требует массы примерок перед окончательной фиксацией. В отличии от человечков, автотранспортные средства есть в достатке т.к. были закуплены заранее и будут появляться на местности вместе с жителями. Таким образом, разнообразные житейские сценки на макете будут появляться уже в процессе эксплуатации. В этом есть свои плюсы: результат лучше будет соответствовать интересному просмотру, чем если сделать все одним махом в запале стройки.

В подмакетном пространстве так же все завершено, за исключением нижних защитных крышек. И ими я занимаюсь очень неспешно т.к. на эксплуатационные характеристики не влияет, а реальный прок от них будет только в случае, если когда-то макет придется перевозить. Сейчас же от них будет только одна польза - это окончательно прибрать остатки свисающих проводов, которые и так не особо видно.

Компьютерное управление, которое сейчас существует в своей минимальной версии, не стоит относить к неготовности макета в целом. Для дальнейшего развития не требуется делать ничего с макетом, все теперь на ноутбуке в среде разработки лил автоматизации движения. В целом, автоматизация достаточно емкий процесс с массой нюансов, его можно даже назвать бесконечным т.к. всегда будет что улучшить или поменять, чтоб не надоедало.

Аппаратная сторона автоматизации, которая заключается установке малинки под макет, подключении ее к пульту и настройка всего нужного софта сделана. Плюс проведено немного рутинной работы по изменениям в логике работы декодеров и датчиков, но этот процесс так же может иметь отголоски во время эксплуатации макета, например, при появлении на нем нового подвижного состава.

Финансовые затраты во втором году несравнимо меньше, чем в первом, и даже можно сказать, что пренебрежимо малы. Основной расход составила покупка достаточно дорогих человечков для макета. И продолжение этой покупки будет еще растянуто во времени т.к. много того, что хочется нет в наличии или нет возможности купить. Запас денег на это будет включен в итоговую сумму расходов на макет ниже.

Вечерний макет

В целом, могу сказать что, моя амбициозная идея построить дома макет реализована! Было много сложного и интересного, я освоил массу всего нового и, в результате, весьма доволен собой :)

На свое хобби я потратил 262.000 руб. за два года, сюда включена фиктивная стоимость строений и не включена стоимость существующего подвижного состава, так же не включена стоимость будущих закупок человечков и уже купленных автомобилей. Если грубо округлить, то получим примерно 300.000 руб. без стоимости подвижного состава. Много это или мало, каждый решает сам, а для меня главным результатом этих трат стал совсем не маленький мир под прозрачным колпаком, и даже не радость от процесса его постройки, а тот бесценный опыт и умения, которые удалось приобрести за это время. Это тот случай, когда саморазвитие происходит с удовольствием.

Я намеренно не учитываю стоимость подвижного состава в расходах, поскольку он не фиксируется на макете (машинки, кстати, тоже). Опять же, подвижного состава может быть больше, чем позволяет макет и его можно менять, чтоб было интереснее. Тем не менее, локомотивы и вагоны добавят еще примерно 100.000-200.000 руб. к расходам на макет, такой разброс в цене обусловлен большой разницей в цене моделей в зависимости от функций и производителя. Ну а стоимость автотранспорта сейчас сочтем пренебрежимо малой на фоне ЖД транспорта.

Итого, чтоб получить макет железной дороги дом из ничего, вам всего-то понадобится пол-миллиона денег и пару лет свободного времени по вечерам :)

Поезд ночью на станции

Немного о грустном

Ремонт Piko BR-120

На момент начала стройки, у меня было достаточно подвижного состава, в частности локомотивов, которые я планировал использовать на макете. Плюс даже докупил одного, который плохо вписывается в тематику, но уж очень понравился внешне.

Но к моменту, когда по макету стало можно запускать поезда, оказалось, что мой план рушится, локомотивы выбывали один за одним. Вот небольшая хронология печали:

  • Breuer Traktor ждал 10 лет на полке, чтоб оказаться непригодным из-за того, что его конструкция подвержена диагональному вывешиванию, которое мешает преодолевать неровности путей и стрелки с изолированной крестовиной. Возможно, что-то удастся придумать со временем, но для уверенных маневровых работ нужна замена с независимой подвеской колес.
  • BR-120 269-6 возрастом более 30 лет, который резво бегал в аналоге и лишь немногим более 10 лет назад был оцифрован, так же зря провел все эти годы на полке. К моменту начла эксплуатации на макете обнаружился серьезный дефект ходовой, который не удалось устранить ни заменой шестерней, ни запчастями с брата-близнеца. Для него теперь нужна эквивалентная замена.

Ввиду этих событий, приобретение современной модели паровоза для таскания пассажирских вагонов откладывается до лучших времен, и я снова возвращаюсь к мысли об оцифровке старенького BR-64, купленного как раз под эти цели, но выглядящего уже совсем не солидно на фоне современных моделей. Теперь как раз есть возможность взять декодер для оцифровки из BR-120 и лампочку для освещения кабины из стартового BR-80, декодер в котором сгорел нарезая круги под новогодней елкой из-за плохого токосъема на старых П-образных рельсах еще до начала стройки макета. 

Все эти потери увеличивают расходы на макет на стоимость 2-3 локомотивов, а это 50.000-80.000 руб. по сегодняшним ценам.

О планах на будущее

Сейчас будущее весьма туманно, но в оптимистичном раскладе хотелось бы еще кое-что сделать. Впереди закупка и расстановка жителей и другой мелочевки на макете. Помимо этого предстоит еще вынужденная замена вышедшего из строя подвижного состава. Так же предстоит установить крышки снизу и реализовать сценарии автоматического движения на макете.

Следующий этап развития макета - это светофоры. Световую сигнализацию я изначально не стал делать поскольку не было понимания как надо, как хочется и как можется. Сейчас, имея опыт тестовых заездов, пришло понимание того, что мне нужно от светофоров и как это можно сделать в разных местах на макете. Безусловно, монтаж светофоров и электроники для них на готовый макет будет сложнее, чем если делать это в процессе стройки, но опираясь на полученный опыт за прошедшее время, это уже не кажется таким уж сложным...