2021-06-27 15:55:35

Прошёл год стройки ЖД-макета дома

Хобби

Макет

Ровно год назад я взялся за реализацию весьма амбициозной идеи - построить макет железной дороги дома. Сегодня подвожу промежуточный итог сделанного и затраченного.

На фото выше мой макет в состоянии стройки на момент написания этого поста. Текущее его состояние далеко от готового, и его можно охарактеризовать как "творческий беспорядок".


Согласно плану, в той или иной степени готовности находятся 13 из 19 пунктов, при этом полностью законченных из них гораздо меньше. Приняв во внимание то, что по большинству пунктов сделана львиная доля и осталась лишь какое-то количество раз повторить проделанное в разных местах, то можно сказать что общий процесс стройки находится в районе своего экватора.

За прошедший год я освоил невероятное количество всего нового и попробовал себя в массе разных специальностей. Я получил огромное количество бесценного опыта и потратил достаточно солидную сумму на свое хобби, а именно - более 160 тыс. руб., это почти 15 тыр. в месяц или 500 руб. в день. Справедливости ради, надо заметить, что весомая часть этой суммы была потрачена не за год, а за последние лет 10 (было куплено большинство строений и комплект цифрового управления). 

Чего не стоило делать

Оглядываясь назад и оценивая потраченное время и силы, я считаю что совершенно не стоило самому делать деревянную основу подмакетника и задника. На это ушло много сил и времени, и что немаловажно, в процессе квартира и балкон пару раз зарастали мусором так, что приходилось делать капитальную уборку. Конструкция, которая получилась прекрасно справляется со своей задачей, но не лишена недостатков и огрехов, которые стали следствием оптимизации процесса и нежелания переделывать почти готовое. Так же сказалось отсутствие столярного опыта, ведь конструкцию подобной сложности я делал вперве.

Правильно было бы нарисовать более качественный чертеж, чем кривая схема от руки на бумажке, и найти столярную мастерскую, которая согласится все сделать за адекватную сумму. Времени на достижение результата ушло бы столько же, а вот результат был более качественным и с большими изысками, которые не стал делать сам. И, самое важное, сэкономил бы кучу сил, и не пришлось бы превращать квартиру в мастерскую. Вот на это однозначно стоило бы потратить денег.

Рельсы не главное

Как ни странно, рельсы на макете железной дороги совсем не главное, как может казаться вначале.  Многие, затевая макет, начинают с раскладки рельсов и попыток что-то покатать. В реальности, рельсы раскладываются один раз после создания плоскости подмакетника, чтоб просто проверить как рельсовый план вписывается в задуманную конструкцию и, как максимум, проверяется как 1-2 тестовых вагона проходят проблемные места.

Потом рельсы убираются в уголок на долго и начинается длительный и сложный процесс создания рельефа местности. Лишь иногда рельсы прикладываются к местности, а уж фиксируются только в тех местах, где дальнейший доступ у ним будет невозможен, например в туннелях. И лишь после завершения всего рельефа, рельсы можно планомерно укладывать и фиксировать на месте. И процесс этот тоже совсем не быстрый, делается небольшими участками, каждый из которых прокатывается до и после тестовым локомотивом. А если макет разделен на изолированные участки, то все это сопровождается регулярным подведением временной проводки к нужным участкам.

Надо двигаться дальше

Таким лозунгом стоит руководствоваться в процессе всей стройки. Дело в том, что если через чур концентрировать усилия на чем-то одном, прерываться на отсутствие материалов и т.д., то относительно простые вещи будут растягиваться на чудовищное время, и интерес к хобби в целом будет угасать.

Безусловно, при постройке макета на получится все делать строго по порядку, как слоеный пирог по пунктам плана. Есть масса вещей которые блокируют другие, а те, в свою очередь, блокируют еще больше, но все же стоит усиленно разгребать что-то одно, сталкиваясь с постоянными препятствиями. Лучше иметь несколько одновременно развиваемых направлений и делать то, на что есть настроение сегодня (это же хобби), а не то, что блокирует больше вещей. Однако, есть и обратная сторона, не стоит делать параллельно слишком много всего, тогда стройка превратится в бесконечную безрезультатную тяжбу, и отсутствие прогресса тоже будет подрывать интерес.

В итоге этих размышлений, когда я разложил по углам и коробкам содержимое около 50 посылок с али полученных за короткий период (да и все это для макета), чтоб не утонуть в захлестывающей меня волне барахла, я сел и написал план того, что нужно сделать на макете. Публиковать его тут нет смысла, во-первых потому, что список часто меняется в процессе, во-вторых, он занимает порядка 7 экранов телефона и это только то, что более-менее понятно как делать и когда, а все целиком пока необъятно. Но, по крайней мере, это уже то, с чем можно работать: понятно что за чем следует, что заблокировано, а что можно делать, виден прогресс и можно упорядочить мысли.

Вооружившись таким подходом, я надеюсь что процесс пойдет более эффективно и, следовательно, быстрее, даже не смотря на то, что на хобби будет меньше времени, чем год назад. А следующий пост с подведением итогов будет уже по всем реализованным пунктам плана и ранее, чем через год.