Изображение выше было взято в качестве вдохновения и для образца того как надо, и как что устроено вокруг портала туннеля.
А мой процесс создания радиусного туннеля с подъемом внутри, да еще и с извилистой дорогой сверху, оказался длительным и нетривиальным. В целом туннель делится на следующие части: нижний портал со сводом, средняя "фото-зона" с окном для доступа сбоку макета, верхний портал со сводом и стрелкой внутри.
В процессе, чтоб иметь возможность делать закрытую конструкцию, пришлось уложить и зафиксировать рельсы на протяжении туннеля.
Сначала по эталону, которым послужил Kibri 34103, вырезаем трафарет с дополнительной высотой, чтоб компенсировать подъем. Потом из толстого ЭППС (в моем случае толщиной 3 см.) вырезаем арки и устанавливаем их на макет.
В середине полукруга большее расстояние между арками для доступа в туннель снаружи, в случае если что-то сойдет с рельс и т.п., напротив этого места будет технологический люк сбоку макета. Так же там будет сделана стена с текстурой камня, чтоб получилась фото-зона для вагонов. В нее не планируется доступ в повседневной эксплуатации, только в случае аварии, и то придется выдвигать макет из угла, но название "фото-зона" как-то прижилось)
Далее из тонкого ЭППС (2 см.) вырезаем извилистый серпантин дороги. Чтоб его сделать потребуется взять циркуль и вспомнить уроки школьной геометрии, ширина делается с запасом по 2.5 см. с каждой стороны, чтоб влезло не только дорожное полотно но и обочина. Проводим примерку дороги и порталов туннеля.
Туннели использую Auhagen 11342 и 11343, у них в комплекте есть наружные стенки и другие элементы оформления, а так же приятная мелочь - крепеж для внутренней трубы туннеля.
Далее собираю будущие стены туннеля
К сожалению, от однопутного туннеля Auhagen пришлось отказаться в пользу Kibri 34103, портал которого гораздо шире, благодаря чему, его можно располагать на радиусных рельсах, не опасаясь, что длинные вагоны будут задевать стенку на повороте. В узкий портал Auhagen не прошла только самая длинная 4-осная платформа, остальные длинные вагоны проходили с минимальным запасом, поэтому если бы планировалось использовать только короткие вагончики, то можно было бы от не отказываться от Auhagen.
Поскольку у Kibri нет дополнительных стенок, я использовал стенки Noch 58145. Все вместе пришлось покрасить, чтоб сделать одного цвета
И пройтись сухой кистью, чтоб стало похоже на камень
Строительство туннеля неминуемо привело к необходимости укладки рельс, проходящих внутри него, так на моем макете появились первые закрепленные рельсы.
Далее делаем свод туннеля из заранее распечатанной текстуры камней, которую просто приклеиваем к обычной белой офисной бумаге. Закрепляем свод булавками внизу и приклеиваем боковые стенки из пеноплекса на место.
Перед въездом в туннель приклеиваем вырезанные из пеноплекса имитации насыпи справа и слева от пути. Видимые стыки пеноплекса засыпаем балластом для рельсов, в результате перед въездом в туннель отсыпка рельс будет шире, как раз по ширине въезда.
Средняя часть туннеля будет состоять из одной стенки и рейки из пеноплекса с другой стороны, на котором будет держаться люк для доступа снаружи.
Далее конструкция из стенок туннеля и ребер, который образовывают возвышенность.
И, наконец, двухпутный портал, в котором будет расположена стрелка. Перед его монтажом нужно сначала установить привод для стрелки.
Теперь можно переходить к дороге, которая так же будет являться крышей туннеля. Заготовленный выше серпантин разрезаем на части так, чтоб на каждом повороте получилось по две свободные секции. Примерно прикинув размер (60 см.), вырезаем из пеноплекса два спуска, которые разрезаем на части длинной примерно 4 см., это будут подпорные стенки для дорожного серпантина, принцип примерно такой же, как и у подъемов для рельс.
Только после того как все тщательно примерено и подогнано, можно склеивать. После того как высохнет, нужно будет немного подрезать и подшкурить места переходов, и можно будет класть асфальтовое полотно.
Вот так выглядит промежуточный этап, над туннелем сделана и частично окрашена дорога, сделан рельеф методом папье-маше.
К работам над двухпутным порталом туннеля удалось вернуться только спустя продолжительное время, которое потребовалось на разработку привода стрелок с датчиком положения. Так же второй портал туннеля более сложный конструктивно, плюс рядом с ним будет расположен люк для доступа к стрелке, расположенной в туннеле.
Смонтировав будущий привод стрелки, укладываю участок рельсов до границы модуля. Это позволит определить оптимальное расположение портала. Напомню, что у меня 15-градусные стрелки Peco, поэтому расстояние между параллельными путями, выходящими из стрелки, получается больше, чем то, на которое рассчитан двухпутный портал Auhagen. Для того, чтоб не иметь проблем с прохождением поездов, портал будет смещен ближе к стрелке. Так же, рельсы расположены достаточно близко к заднему фону макета, поэтому с одной стороны портал туннеля пришлось подрезать, чтоб он поместился.
Сначала делаю несущую из деревянной рейки, она заменит заднюю стенку и будет опорой крышке и прочему рельефу сверху. Рейка опирается на один из сводов туннеля и закреплена к крышке туннеля с дорогой. С другой стороны она будет закреплена к порталу туннеля.
Дальше отсыпаю балластом часть рельсов, что будут в туннеле и около портала. Устанавливаю заранее подрезанный портал, руководствуясь принципом "клея много не бывает". Для увеличения площади контакта склеиваемых поверхностей использую кубики из пеноплекса.
Когда портал установлен, заканчиваю отсыпку рядом с ним и вся конструкция остается сохнуть на сутки. Неожиданной проблемой стал зазор между порталом и задником из-за не очень вертикальной установки последнего (на фото не видно), его буду маскировать вставив туда сложенный кусок бумаги, покрашенный в цвет камня.
Этот портал тоже пришлось покрасить, чтоб цвет был похож на однопутный туннель. Красил в этот раз краской Pacific88, разведенной наполовину водкой, чтоб снизить расход на большой поверхности. Результатом остался очень доволен, оттенок получился правильный, а фактура пластмассы стала матовой. Ну и белой сухой кистью сверху, чтоб стало похоже на камень.
Дальше примеряю стенки и вырезаю пеноплекс, чтоб было к чему закрепить левую стенку.
На фото видно, что правая стенка немного отличается от левой. Это обратная сторона разбавления краски. Изначально я не планировал делать стенку справа вдоль задника, поэтому покрасил только портал и левую стенку. Но когда все же решил ее использовать, то воспроизвести оттенок не удалось, да получилось близко и по мере высыхания будет еще более незаметно, но тем не менее.
Теперь дело за тем, что будет над туннелем. Сначала вырезаю из пеноплекса и примеряю части будущей крыши туннеля. Затем окрашиваю их в цвет земли для большего понимания будущей картины.
Та часть, что с церковью, будет съемной и будет служить для доступа к стрелке под ней, церковь будет служить так же ручкой, за которую можно будет снять люк. Правее часть с горой будет закреплена на клей, на ней будет располагаться не только гора, но и камера для видео наблюдения за макетом с недоступной зрителю стороны.
Далее делаю горную породу по уже освоенной технологии с помощью коры сосны. Только в этот раз основой выступает вырезанная горка из пеноплекса, поскольку основа ровная и применять поролон не имеет смысла. Приятный бонус, то что пока эта часть не закреплена, ее можно снять и поработать с ней на удобном столике, а не на макете. Я решил сделать все, что будет касаться портала и задника, пока можно снимать эту часть крыши, так будет меньше грязи на макете.
Когда крышка с горой готова, устанавливаю ее над туннелем и продолжаю делать рельеф около дороги. Сначала устанавливаю стенки и ребра жесткости из пеноплекса. Затем заполняю пустоты скомканными и пропитанными ПВА шариками из упаковочной бумаги и газеты.
Сверху этого москитная сетка, закрепленная гвоздями к пеноплексу. Поверх сетки приклеиваю рваные кусочки упаковочной бумаги сильно смоченные клеевым раствором. Видимы остатки пеноплекса стенок закрашиваю краской цвета "земля".
Когда все высохнет, можно будет вернуться к строительству гор у дороги и приклеить стенку на подготовленное место. На этом работы по созданию туннеля завершены. Если посмотреть внутрь с ярким фонариком, можно увидеть привод стрелки и поворот из неокрашенного пеноплекса. Хорошо, что там всегда темно и этого никто не видит :)
Несколько ссылок на варианты внутренних стенок туннеля: