2020-12-09 15:05:23

Туннель на макете железной дороги

Хобби H0

Процесс создания радиусного туннеля с подъемом внутри, да еще и с извилистой дорогой сверху, оказался длительным и нетривиальным. В целом туннель делится на следующие части: нижний портал со сводом, средняя "фото-зона" с окном для доступа сбоку макета, верхний портал со сводом и стрелкой внутри. В процессе, чтоб иметь возможность делать закрытую конструкцию, пришлось уложить и зафиксировать рельсы на протяжении туннеля.


Сначала по эталону, которым послужил Kibri 34103, вырезаем трафарет с дополнительной высотой, чтоб компенсировать подъем. Потом из толстого ЭППС (в моем случае толщиной 3 см.) вырезаем арки и устанавливаем их на макет.

P01108-124646.jpg

В середине полукруга большее расстояние между арками для доступа в туннель снаружи, в случае если что-то сойдет с рельс и т.п., напротив этого места будет технологический люк сбоку макета. Так же там будет сделана стена с текстурой камня, чтоб получилась фото-зона для вагонов. В нее не планируется доступ в повседневной эксплуатации, только в случае аварии, и то придется выдвигать макет из угла, но название "фото-зона" как-то прижилось)

Далее из тонкого ЭППС (2 см.) вырезаем извилистый серпантин дороги. Чтоб его сделать потребуется взять циркуль и вспомнить уроки школьной геометрии, ширина делается с запасом по 2.5 см. с каждой стороны, чтоб влезло не только дорожное полотно но и обочина. Проводим примерку дороги и порталов туннеля.

P01111-232707.jpg

Туннели использую Auhagen 11342 и 11343, у них в комплекте есть наружные стенки и другие элементы оформления, а так же приятная мелочь - крепеж для внутренней трубы туннеля.

Далее собираю будущие стены туннеля

P01128-131947.jpg

К сожалению, от однопутного туннеля Auhagen пришлось отказаться в пользу Kibri 34103, портал которого гораздо шире, благодаря чему, его можно располагать на радиусных рельсах, не опасаясь, что длинные вагоны будут задевать стенку на повороте. В узкий портал Auhagen не прошла только самая длинная 4-осная платформа, остальные длинные вагоны проходили с минимальным запасом, поэтому если бы планировалось использовать только короткие вагончики, то можно было бы от не отказываться от Auhagen.

Поскольку у Kibri нет дополнительных стенок, я использовал стенки Noch 58145. Все вместе пришлось покрасить, чтоб сделать одного цвета

P01128-181553.jpg

И пройтись сухой кистью, чтоб стало похоже на камень

P01129-130627.jpg

Строительство туннеля неминуемо привело к необходимости укладки рельс, проходящих внутри него, так на моем макете появились первые закрепленные рельсы.

Далее делаем свод туннеля из заранее распечатанной текстуры камней, которую просто приклеиваем к обычной белой офисной бумаге. Закрепляем свод булавками внизу и приклеиваем боковые стенки из пеноплекса на место.

P01208-010006.jpg

Перед въездом в туннель приклеиваем вырезанные из пеноплекса имитации насыпи справа и слева от пути. Видимые стыки пеноплекса засыпаем балластом для рельсов, в результате перед въездом в туннель отсыпка рельс будет шире, как раз по ширине въезда.

Средняя часть туннеля будет состоять из одной стенки и рейки из пеноплекса с другой стороны, на котором будет держаться люк для доступа снаружи.

Далее конструкция из стенок туннеля и ребер, который образовывают возвышенность.

И, наконец, двухпутный портал, в котором будет расположена стрелка. Перед его монтажом нужно сначала установить привод для стрелки.

Теперь можно переходить к дороге, которая так же будет являться крышей туннеля. Заготовленный выше серпантин разрезаем на части так, чтоб на каждом повороте получилось по две свободные секции. Примерно прикинув размер (60 см.), вырезаем из пеноплекса два спуска, которые разрезаем на части длинной примерно 4 см., это будут подпорные стенки для дорожного серпантина, принцип примерно такой же, как и у подъемов для рельс.

Собираем будущую дорогу

Только после того как все тщательно примерено и подогнано, можно склеивать. После того как высохнет, нужно будет немного подрезать и подшкурить места переходов, и можно будет класть асфальтовое полотно.

Склеенный серпантин

Вот так выглядит промежуточный этап, над туннелем сделана и частично окрашена дорога, сделан рельеф методом папье-маше.

P10117-150420.jpg

Продолжение следует...

Несколько ссылок на варианты внутренних стенок туннеля: