В процессе постройки туннеля и дороги над ним, пришлось освоить технологию изготовления камней. Возиться с гипсом совсем не хотелось, уж очень много грязи в процессе, поэтому насмотревшись всяких видосиков (ниже), осваиваю изготовление камней и гор из пеноплекса и шпаклевки*.
Для начала немного видео о том, как это делают профессионалы
А дальше мой опыт на основе увиденного. Я попробовал сделать несколько элементов, которые позднее будут размещены на макете.
Сначала вырезаю примерно что-то желаемой формы из ЭППС и замазываю шпаклевкой, иногда по желаю можно добавить мелкого рельефа тем же шпателем или чем угодно, лучше плоским. Для удобства намазывания шпаклевкой закрепляю будущий камень зубочистками (только не насквозь) на небольшом куске пеноплекса. Шпаклевку использую финишную, т.к. в отличие от выравнивающей, у нее после высыхания рельеф ближе к камню на мой взгляд.
Дальше мучительный процесс сушки, который занимает весь день или всю ночь, дальше, когда высохнет, аккуратно руками обламываю тонкие торчащие и свисающие части шпаклевки. Крашу в базовый темно-серый (или не-очень-темно-серый) цвет. Более подробно об использованных красках ниже.
На фото не-очень-темно-серый Tamiya XF-77
Дальше, когда высохнет акрил (примерно час), сухой кистью наношу белый (просто любой белый). Если база была темно-серой (например "шаровый" от Pacific88), то можно перед белым еще пройтись сухой кистью светло-серого цвета (тоже любого).
На фото основа "шаровый" Pacific88, далее серый матовый 27 Love2art, и белая ZipMaket.
На фото основа XF-77 Tamiya, белый ZipMaket, белый Pacific88.
Выходит сносно, при размещении на макете надо будет добавить немного зелени и песка для большей натуральности.
Теперь можно переходить к скалистым участкам, которые нельзя сделать вне макета. Тут принцип примерно такой же: выбираем выступающий участок, наносим шпаклевку и окрашиваем.
Полученный результат может не всегда устроить, поэтому можно добавить рельефа к уже готовой местности, вырезав его из ЭППС и приклеив на жидкие гвозди:
Перерыв между этапами нанесения шпаклевки и ее окрашивания, а также после окрашивания и перед выделением рельефа сухой кистью, составляет сутки. Это нужно чтоб толстый слой шпаклевки, а затем и толстый слой краски из-за неровностей шпаклевки, полностью высохли. А вот между приклеиванием элемента рельефа и нанесением шпаклевки достаточно выдержать минимальный перерыв 15 минут на схватывание жидких гвоздей. Результат выделения рельефа сухой кистью сохнет еще быстрее.
В результате моих проб и ошибок с окраской решил для себя, что глянцевый белый ZipMaket совсем не подходит для нанесения сухой кистью в качестве выделения рельефа камня, в отличие от белого Pacific88, который дает гораздо лучший результат.
На основе полученного опыта со шпаклевкой и обучающих видосов пробую сделать кусок скальной породы из поролона и сосновой коры. Для этого понадобится толстая (от 8см.) губку, например, для мыться машины из оби и сосновая кора (в продаже часто называется "мульча") фракция 4-10 см., тут чем крупнее - тем лучше.
Рвем губку пополам, это даст нужный рельеф будущего камня. Так же можно оторвать еще что-то лишнее, помимо желаемой формы это даст еще и строительный материал. Губку приклеиваем в нужном месте, удобно, что она мягкая и может повторить любой рельеф. На губку приклеиваем нужное количество сосновой коры для создания явных камней.
Готовим раствор из шпаклевки, ПВА и воды, желательно погуще чтоб не растекался. Все пропорции на глаз, шпаклевку лучше финишную - это даст нужную шершавую текстуру камня. Этим раствором покрываем сосновую кору полностью, можно еще и губку но не сильно. Оставляем сохнуть на сутки.
Потом прямо по губке намазываем шпаклевку так, чтоб губки не было видно. Где-то можно добавить еще обрывков губки для придания будущему камню желаемых выступов.
Далее самое сложное и творческое, нужно приготовить 4 вида смывки: бежевый, коричневый, серый (основной цвет) и темно-серый. Выбор цветов зависит от той местности, которую вы хотите смоделировать, где-то камень красноватый, где-то зеленоватый и т.д., я старался делать нейтральный вариант. Пропорция опять же на глаз, должна получится жидкая краска, но достаточно концентрированная, чтоб придавать полупрозрачный цвет поверхности.
Затем случайным образом наносим крупные пятна бежевой смывки. Затем так же коричневой, но так, чтоб помимо бежевых и коричневых пятен остались незакрашенные области. Когда подсохнет обильно наносим основной серый цвет, и потом уже, темный чтоб выделить впадинки. Когда все высохнет, можно пройти сухой кистью белой или светло-серой для выделения рельефа. Хронология процесса ниже:
После первой и второй смывки, и смывки основного цвета
После темной смывки
Серая сухая кисть
Белая сухая кисть
Важно качественно сушить после каждого этапа, желательно сутки. Если этого не делать, то форма камня будет покатой без углов, поверхность блестящей, а цвет просто смешанным из всех. При правильном подходе на всю работу будет уходить 7 дней:
С первого раза у меня не вышло получить желаемый цвет, и со второго тоже, камень получался то слишком похожим на землю, то вообще непонятного цвета. В процессе этих упражнений я не всегда соблюдал правильную технологию и выдерживал нужное время, скорее всего это было причиной неудач и лишало возможности поправить в процессе. Лишь с третьей попытки получился сносный результат, который для большего эффекта я дополнил зеленой травой.
Ну а дальше "дьявол в деталях", если добавить немного зелени на камень, еще песочка и мелких камней то будет совсем как настоящий.
Приняв во внимание эти сложности и отсутствие опыта, я решил на макете делать камни по комбинированному варианту: поролон, кора сосны, шпаклевка. А окашивать - по беспроигрышному: бежевую и коричневую смывки делать по-минимуму и почти сразу поверх все серым каменным tamiya xf77 разбавленный водкой для экономии и прозрачности, далее при необходимости черная смывка, и сухая кисть для выделения выступов.