Где-то лет 10 назад я стал обладателем модели Rivarossi HR2125 Öbb Breuer Traktor 0040503. Это очень необычный локомотив, маленький и с неординарной внешностью. Не смотря на малый размер, у него есть разъем для DCC-декодера и место для прозрачной кабины, в которой лишь от части видна электроника внутри.
Купив себе этот локомотив, я первым делом поставил в него декодер, проверил, что все работает и... он остался жить в коробке на полке, дожидаясь своего часа, когда сможет ездить по макету.
Про эту модель мало информации в сети и поэтому я пишу этот пост, который возможно пригодится другим владельцам. Вариантов этой модели у производителя существует достаточно много, в разных окрасах и принадлежностях к разным ЖД. Сама модель иногда обновляется, появляются новые варианты внешнего вида и уходят старые. Начинка, возможно, тоже обновляется, но точной информации у меня нет.
Что ж, шли годы, мой локомотив жил в коробочке и ждал, когда, наконец, появится макет. Первый запуск показал, что годы не прошли даром, а сама модель не лишена недостатков, сильно мешающих эксплуатации на макете.
За годы простоя сильно ухудшился токосъем. Чистка колес тряпочкой со спиртом на путях улучшила ситуацию, но не решила все проблемы. Суть этой чистки простая: берем тряпку, пропитываем спиртом, кладем под одну ось, запускаем и держим так, чтоб колеса крутились по тряпке, повторяем на другой оси. Грязи собрал много, а вот эффект оказался средним.
Малый размер - это главное достоинство и одновременно главный недостаток модели, и причина всех проблем. Небольшое расстояние между осями и их малый ход по вертикали, вкупе с маленькими колесами, делают его весьма подверженным диагональному вывешиванию и потере контакта с рельсами. Это приводит к тому, что локомотив останавливается на спусках-подъемах и стрелках, когда наезжает на крестовину. При этом, не так важно, изолированная крестовина у стрелки или электрическая, прохождение стрелки приводит к тому, что на крестовине 2 колеса оказываются в воздухе и теряют контакт, то самое диагональное вывешивание. Вероятность остановки весьма велика, даже на стрелках на ровной поверхности.
Ситуацию можно улучшить, если придать локомотиву инерции - прицепить вагон, который будет подталкивать или подтягивать в момент потери контакта. Это сильно улучшает прохождение стрелок на равнине, но почти любая неровность пути на спуске-подъеме или крен в любую сторону почти гарантированно приводят к потере контакта, даже с вагоном за спиной.
Кардинально проблему решил бы "пауэр пак", но для него там совсем нет места, нигде. Остается надеяться, что производитель когда-нибудь изменит конструкцию так, чтоб он туда влез, а пока остается только полировать колеса и рельсы.
Когда локомотив все же поехал после чистки колес, стало понятно, что нужно смазывать ходовую. На видео выше еще ничего не смазано и поэтому такой звук.
К локомотиву, кстати прилагается инструкция-чертеж сбора всех деталей вместе, с обозначенными местами смазки, но из-за того, что там все и сразу, понимание осложняется.
Сначала на перевернутом локомотиве нужно отвернуть 6 винтов, они не магнитятся, что добавляет остроты ощущений в процессе.
Затем нужно аккуратно снять прикипевшую за годы крышку, она металлическая и толстая, но подцепить не за что.
Когда открывается доступ к редуктору, при помощи зубочистки, наносим смазку (я использовал СИ-180) везде, где есть шестеренки.
Собираем в обратном порядке. В результате проделанных действий, модель стала ехать тише, а потребление тока сократилось вдвое, если верить измерителю на командной станции.
Возможно, это следовало делать до смазки.
На уже разобранном локомотиве снимаю ось, тут нужно проявить осторожность, чтоб шестеренки остались на месте. Прохожу зубочисткой со спиртом по контактам токосъема и немного отгибаю их, чтоб плотнее давили на колеса.
На снятой оси надраиваю ватной палочкой со спиртом внутренние поверхности колес, которых касается контакт. Грязи там было много, не смотря на то, что локомотив вообще не эксплуатировался. После этого важно убрать ворсинки от ватной палочки с шестерни, чтоб не собирали новую грязь.
В результате чистки токосъем сильно улучшился, но остался не идеальным, кое где даже на прямом пути модель заикается и встает. Проблема решается запуском с увеличенной минимальной скоростью (около половины ползунка), при которой он ровно ползет без пинков, и при этом достаточно медленно для маневров. Возможно стоит что-то покрутить в настройках декодера на предмет минимальной скорости...
И еще, токосъем явно улучшается, если прижать модель к рельсам (выяснилось в процессе читки колес о тряпочку со спиртом на путях), возможно, стоит попробовать почистить-отполировать колеса чем-то более агрессивным, чем спирт и о более жесткую ткань. Но как минимум, после спиртотерапии, последующая чистка колес обычным ластиком сильно улучшила ситуацию.
Удивительно, каким крупным все выглядит на фото и какое мелкое в реальности, и как сложно там орудовать пинцетом)