2025-06-28 13:30:37

Впрыгнуть в N или макет в столе

Хобби N 1:160 Макет

87x56-fleischmann-n-v4.jpg

Расскажу о том, как я попробовал другой масштаб и о том, как не построил второй макет у себя дома. Дело было в далеком морозном декабре 2023 года...


Строго говоря, это была уже вторя попытка познакомиться с масштабом N. Первая была давно, еще на заре стройки домашнего макета в масштабе H0. Тогда ко мне в руки попал достаточно большой набор старопиковских рельсов и стрелок, локомотив BR-118 и остатки вагончиков, видимо из стартового набора, родом из ГДР. Поскольку все это было не в лучшем состоянии, то впечатления на меня не произвело и было быстро распродано.

Макет в столе

В этот раз мне попался ролик на ютубе, который уже не найти, через который я вышел на статью с описанием макета в столе. На фото выше как раз тот макет из статьи, что послужил источником вдохновения. Поскольку в части хобби в то время не было активной движухи, идея миниатюрного макета в столе меня захватила. Тем более, что она казалась весьма доступной в реализации: из-за малого размера не нужно было опять превращать квартиру в стройку, и кажется, я придумал как впихнуть два макета в одну жилую комнату...

Я решил, что сделаю нечто подобное макету из статьи, но не в журнальном столе, а в своем рабочем столе в комнате. Предлагаемая в статье схема явно не лезла в доступные мне размеры, но мой креатив было уже не остановить! Измерив габариты своего стола, я отправился рисовать свою путевую схему.

Выбор масштаба был очень простым: нужно было что-то настолько мелкое, что поместится в габариты стола, и настолько крупное, чтоб можно было без труда разглядывать детали невооруженным взглядом. На стыке этих требований масштаб 1:160 оказался для мня, можно сказать, безальтернативным.

Поскольку поезд, ездящий по кругу, мне кажется очень скучным, то суть моей создаваемой схемы сводилась к тому, чтоб реализовать непрерывное движение в обе стороны. Фактически - это соединение двух разворотных петель, расположенных друг над другом ради экономии места.

На верхнем уровне внутри петли предполагалось поле с сельскохозяйственными посадками, автомобильная дорога в центре и что-то вроде фермы на дальнем плане. Вне петли я добавил ответвление, вдоль которого располагалась станция, на которой можно было поразглядывать стоящий состав.

На нижнем - туннель, который одновременно будет теневым вокзалом, куда поезд полностью прячется и создается впечатление, что уехал куда-то далеко с макета. А на открытой части внутри спуска что-то вроде городской площади, окруженной 2-3-этажными домиками, и живописная дорога вдоль горы, где можно красиво показать машинки в очереди на переезд.

Рендер

Алгоритм автоматического движения поезда начинался со станции на верхнем уровне. Оттуда поезд проезжал по петле и спускался на нижний уровень, где исчезал в туннеле. Выбор туннеля, в который будет заезжать поезд, должен был производится случайным образом, чтоб оживать действие на макете. Невидимый наблюдателю, в туннеле поезд должен был стоять некоторое время с выключенными огнями, а затем начинал движение дальше, выезжал из тени и поднимался на верхний уровень. Там уходил по ответвлению стрелки на петлю, проезжал ее почти полностью так, чтоб последний вагон миновал стрелку, ведущую на станцию, и останавливался. Затем стрелка переключалась и поезд сдавал назад, пятился на станцию, откуда все началось. Под такую организации движения на схеме были размечены блоки для организации автоматики.

В качестве рельсового материала был выбран Fleischmann без балласта, одновременно самый доступный и содержащий стрелки с максимальным отклонением, что позволяло еще немного сэкономить место. Позже я пожалел об этом, потому что стрелки у роко-фляйша, оказались откровенно паршивого качества. На фото ниже можно оценить качество стрелок, это две абсолютно новые стрелки приехавшие ко мне в одной посылке:

20240102_150751.jpg

На радиусных стрелках вагоны почти всегда сходили, на прямых было лучше, но тоже "как повезет". Для того, чтоб привести стрелки в рабочее состояние, пришлось брать в руки надфиль и подтачивать остряки, а иногда и крепежные элементы рельсов, за которые тоже задевают колеса вагонов при прохождении. Знать бы, что такое будет наперед, никогда бы этот материал не выбрал, и никому не рекомендую его использовать. Однако, с рельсовым материалом других производителей требуется больше места для реализации компактной рельсовой схемы.

В угоду минимизации размера будущего макета, на схеме я использовал минимальные радиусы и крутые подъемы. А раз уж решился заменить свой рабочий стол на стол-макет, то чтоб сохранить возможность использовать стол по прямому назначению, а не только как элемент декора, моя двухуровневая схема должна была быть минимальной высоты. Из-за этого пришлось отказаться от малоэтажного городка на нижнем уровне в пользу чего-то одноэтажного, по всей видимости промышленного, что не будет перекрывать обзор станции.

20231230_230811.jpg

Поскольку на старте проекта у меня не было ничего, я приобрел стартовый набор Fleischmann 5170001, в котором есть максимум нужного за минимальные деньги. Ну и еще всякого для реализации схемы и чтоб познакомиться с масштабом. Управление макетом я планировал через самодельную командную станцию на арудино, поэтому z21 из стартового набора сразу отправилась на вторичный рынок и существенно удешевила покупку. Прочая электроника планировалась так же самодельной и ориентированной на ардуино. Ну и выбор рельсового материала так же повлиял на выбор стартового набора.

20240105_202950.jpg

Справедливости ради, надо сказать, что современные вагончики в масштабе 1:160 несравнимо лучше того, что делало старое Piko во времена СССР. Сейчас это отличные модели с прекрасной детализацией. В силу малого размера у локомотивов нет такого разнообразия функций, как в H0, и сцепки кажутся непомерно большими, но в целом, они хороши!

После некоторого времени проб и ошибок с реальным составом и подъемом, мне пришлось немного изменить рельсовую схему. Был увеличен радиус на подъеме до R2, а его высота снижена до 6-6,5 см., что соответствует уклону в 7,9-8,5%. При более крутом подъеме локомотив с 3 вагонами уже начинает буксовать. Из-за этого общий размер схемы немного увеличился, но не критично. Такая крутизна уклона нарушает все принятые нормы и явно не весь подвижной состав сможет по нему проехать, но для меня это было рабочее решение.

Схема

Пробный подъем я делал из ПВХ толщиной 4 мм., пластик очень хорошо себя показал в плане легкости обработки и простоты склеивания, его однозначно стоит использовать в процессе стройки макета. Ровно как и хорошо зарекомендовавший себя ЭППС для создания рельефа. Фактически, ровные подложки под рельсы и некоторые вертикальные ребра стоит делать из ПВХ, а для всего остального - пеноплекс.

podmaketnik-n.jpg

После успешных опытов и определения точных размеров будущего макета, начался процесс проектирования стола-подмакетника. По плану это должна была быть коробка на достаточно толстых ножках. Верхняя плоскость - прозрачная столешница, немого выступающая за края, и с подъемным механизмом для доступа к макету. Так же прозрачной планировалась передняя стенка, для лучшего обзора. Внутри по периметру подсветка из светодиодной ленты.

Вся электроника для управления макетом должна была размещаться внутри разворотной петли на нижнем уровне, а органы управления из 3 кнопок (питание, свет, автоматический режим) на торце около ножки, к которой примыкает верхний уровень. Из-за небольшой высоты между нижним и верхним уровнями, и в целом малого размера макета, впихивание всей необходимой электроники было тоже непростой задачей.

Проектирование шло медленно, основной проблемой была минимизация высоты коробки, чтоб столом можно было пользоваться по прямому назначению. Кроме того, энтузиазм подрывало плохое впечатление от приобретенных рельсов и размышления о возможности смены рельсового материала и, как следствие, увеличение размера, который уже никак не вписывался в доступное пространство дома.

На вялотекущее проектирование стола незаметно ушел год, но так ничего и не сделалось "в железе". Из-за проблемы с высотой макетной "коробки", как ни крути, стол получался либо неудобным из-за слишком толстой столешницы, либо конструкция сильно усложнялась и теряла внешнюю красоту, которая очень важна для такого изделия.

Шло время и я все больше уделял время чему-то еще, вроде установки сцепок в имеющиеся модели H0. Так прошел еще год и, поскольку ничего так и не сдвинулось с места, мне пришлось признать поражение, впрыгнуть в N не удалось. Все закупленное было распродано, а на проекте поставлен жирный крест.

Возможно, когда-то, при других условиях, удастся вернуться к концепции макета в столе, но это будет уже журнальный стол, а не рабочий. С журнальным все проще: не нужно максимально утоньшать макет, ниже требования к прочности самого стола и стекла столешницы, и не такие жесткие ограничения по размерам, что позволит увеличить длину подъема. Ну а пока, я решил для себя не лезть в другие масштабы и не иметь более одного макета дома.

P.S.

Я не жалею о времени, потраченном на все это. Не смотря на то, что ничего не вышло построить, я провел время с пользой и узнал что-то новое, получил новый опыт. Ведь для того хобби и существует.