2025-03-27 17:16:50

Спустя годы эксплуатации макета

Хобби H0 1:87 Макет

20250224_163120.jpg

Решил собрать заметки, что пытался писать в разных постах про строительство макета в одном месте, чтоб не размазывать. Надеюсь, этот опыт окажется полезным не только мне :)


Про блоки и участки

Немного выжимки из практической эксплуатации того, что было сделано в посте Блоки и участки на макете железной дороги

Фактически, на макете есть блоки, это куда можно отправить поезд и остановить (например, станционные пути), и есть перегоны, где поезд проходит без остановки. Если неизвестна точная схема движения, то считаем, что движение будет в обе стороны, поэтому блоки на станциях должны состоять из минимум 3 изолированных участков, а перегоны - хоть из одного, разделение там нужно только для понимания где сейчас едет поезд ради красоты, ну или если планируется какая-то автоматизация с изменением скорости.

Как показывает моя практика, стрелки, расположенные "по шерсти", можно включать в участок из которого они выходят, это как минимум, применимо к перегонам, чтоб уменьшить количество проводов. Такой подход объясняется тем, что когда поезд входит на перегон, где не может остановится, то и стрелки в начале и конце перегона не могут изменить свое положение, чтоб не вызвать аварию. Все переводы стрелок должны быть осуществлены до попадания поезда на перегон. 

Длинна участков должна быть рассчитана так, чтоб поезд останавливался в нужном месте. Для наглядности рассмотрим пример: у вас есть блок из 3 участков вдоль платформы. Заехав на участок 1 поезд занимает блок и снижает скорость, заехав на участок 2 он еще раз снижает скорость до минимальной и так тащится до 3-го участка. Коснувшись первой колпарой начала 3-го участка, он снижает скорость до 0 и останавливается т.е., в зависимости от настроек декодера, поезд проезжает какое-то небольшое расстояние по 3 участку перед полной остановкой. Таким образом, длинна участка 2 должна быть выбрана так, чтоб поезд не слишком долго и не слишком мало еле ехал перед остановкой, тут исключительно дело вкуса. А вот граница участка 2 и 3 должна быть строго в правильном месте для остановки, т.е. чтоб когда поезд окажется в начале 3 участка и остановится, он не должен быть на середине платформы, и край платформы не должен оставаться позади нескольких вагонов проехавших мимо. Суммарная длинна участков 1-2-3 должна быть такой, чтоб остановив поезд в начале участка 3, все вагоны в составе точно зашли хотя бы на участок 1 и не остались за пределами блока. Средний участок 2 так же можно поделить для того, чтоб правильно останавливать длинные и короткие поезда, если такие есть на макете.

Минимальную длину участка остановки поезда можно определить следующим образом: возьмите локомотив с самым большим выносом за края тележек, измерьте примерное расстояние от края сцепки до середины ближнего к ней колеса с токосъёмом, умножьте на 2 или 3. Важный момент, например, у паровозов обычно токосъём осуществляется только с больших ведущих колес, а маленькие колеса тележек спереди и сзади крутятся просто так и ток не проводят, поэтому тормозить на 3 участке паровоз начнет только тогда, когда заедет на него ведущими колесами, и к этому времени на участке будет уже вся крайняя тележка целиком. Рассчитанное значение очень желательно проверить экспериментально: убедитесь, что локомотив, двигаясь на небольшой скорости, успеет остановиться и не вылезет за габариты участка. Если считать и экспериментировать не хочется, то можно просто взять рельсовую секцию длиной примерно в половину самого длинного локомотива или чуть больше, такие элементы пути есть почти у всех производителей.

Про укладку рельсов

Спустя 4 года с момента публикации поста Рельеф и укладка рельс на ЖД макете или 2 года эксплуатации макета рельсовое полотно подверглось нескольким ремонтам из-за ошибок, сделанных при строительстве. Часть проблем удалось устранить, а часть останется с макетом навсегда.

Малейшая кривизна на подъеме/спуске рано или поздно становится проблемой. И если на прямом подъеме ямы, горки и наклоны полотна не очень страшны, то на радиусе все гораздо хуже. Не смотря на то, что для создания плавного подъема я использовал частокол из пеноплексовых столбиков (см. фото в посте), сделать его ровным все равно не получилось. Второй ошибкой было плотно прижимать рельсы булавками, в результате полотно максимально повторяло кривизну рельефа под ним.

Из-за этих ошибок вышло так, что некоторые локомотивы не могли взобраться в горку на радиусе перед мостом, ведущие колеса вывешивались и модель начинала буксовать. А у одного 3-осного рековагена (Rekowagen) на спуске в туннеле сходит с рельсов средняя ось. Для исправления горки перед мостом пришлось убирать балласт, выравнивать рельсы и заново отсыпать, не самое приятное занятие на готовом макете. Ну а проблему в туннеле не исправить, к сожалению, уже никак: туда есть доступ, чтоб достать модель, в случае схода с рельсов, но никак не для переделки полотна.

Так же пришлось основательно повозится с выравниванием стрелки, с которой начинается радиусный подъем к мосту, все из-за тех же проблем с вывешиванием ведущих колес. Опять же, из-за плотного прижатия булавками, стрелка повторяла неровности рельефа перед подъемом и модель могла буксовать на ровном месте. Выравнивать и перебалластировать пришлось 2 смежные стрелки и окружающие пути. Хоть локомотивы и перестали застревать, все равно до идеального состояния выровнять не удалось.

Как следовало бы сделать? Безусловно, для создания подъемов нужно было взять ровные плоскости, например, вырезать из ПВХ по контуру рельсов на радиусе. Положить эту плоскость на столбики из пеноплекса на обильное количество жидких гвоздей, чтоб слой клея заполнил ямы. Тогда и частокол столбиков можно было бы делать не таким частым. Ну и поверх уже пробковую подложку.

На худой конец, можно было бы просто не прижимать рельсы булавками ко всем ямам на подъеме, а оставить лежать на точках опоры. Пустоты под рельсами все равно заполняются балластом, который не даст им ходить вниз, точно как на настоящей ЖД. В таком случае прокатывать рельсы вагонами было бы сложнее, поскольку рельсы "гуляют", но итоговый результат был бы лучше.

Прокатывать уложенные рельсы нужно максимально возможным количеством вагонов и локомотивов. Понятно, что прокатывать локомотивами куда сложнее из-за отсутствия электрического подключения, но к этому надо стремится хотя бы на потенциально проблемных местах. На момент укладки рельсов у меня не было 3-осных рековагенов, и как результат - сход средней оси в туннеле, которого можно было избежать еще до постройки туннеля. К счастью, была очень длинная платформа, поэтому ни с туннелями ни с радиусным мостом проблем нет.

Еще один полезный момент, который я подчеркнул у шведа с ютуба: никогда нельзя начинать подъем/спуск сразу после стрелки, между стрелкой и подъемом/спуском должна быть хотя бы одна секция прямого ровного пути. А сама кривая должна начинаться и заканчиваться секциями большего радиуса, чем его основная часть. Если не вдаваться в расчеты, то если у вас кривая R1, то в начале и конце следует поставить по одной стандартной секции R2. 

Этим часто пренебрегают из-из отсутствия достаточного пространства и получают частые расцепления в разных местах около подъема/спуска. К счастью, мой макет не сильно этому подвержен, а после смены сцепок с "накидной петли" на "роко универсальные" (артикул 40397), проблема самопроизвольного расцепления и вовсе исчезла.

Про рельсовую схему

Спустя годы эксплуатации схемы сделанной в посте Рельсовый план макета ЖД накопилось много нюансов, основные из них попробую изложить.

На старте проектирования схемы опытные моделисты много раз обращали внимание на пути, проходящие близко к краю, мол в случае аварии подвижной состав может сорваться с макета и улететь в бездну. На что у меня был заготовлен ответ, что у меня же будет витрина, которая не только защищает от пыли, но и убережет модели от выпадания с макета в случае чего.

По факту за 5 лет с момента написания поста про схему таких ситуаций не произошло, хотя и были происшествия на грани, когда я был рад, что макет накрыт витриной. Но за эти годы выяснилась другая особенность: при снятии средней части витрины весьма велика вероятность ударить ее нижней частью по составу, стоящему на ближнем к зрителю пути на станции. И такое однажды даже случилось, к счастью без последствий. Из-за этого мне приходится либо держать этот путь свободными, либо перед снятием витрины включать макет и убрать модели с крайнего пути.

Ну и как бы банально это не звучало, все же стоит стараться отодвинуть путь от края подмакетника хотя бы на 5 см. Это не только добавит безопасности и удобства эксплуатации, но и сделает внешний вид макета более интересным. А если уж место совсем не позволяет, то стоит подумать о специальном пути, через который подвижной состав будет попадать на макет не снимая громоздких конструкций.

И самое последнее. Если не планируется иметь несколько командных станций, то обязательно стоит выделить часть схемы в качестве пути для программирования. В зависимости от конкретной схемы управления, это может быть совсем отдельный путь или переключаемая часть схемы. Например, в моей схеме ближний к зрителю путь мог бы быть переключаемым путем для программирования. В процессе проектирования схемы это может казаться не таким важным, но как ни крути, по прошествии времени количество подвижного состава увеличивается и убирать все локомотивы с макета ради программирования одного совсем неудобно. Ровно как и снимать локомотив с макета и нести к другой станции ради программирования не доставляет удовольствия.