2021-06-09 19:15:11

Расцепители для макета железной дороги

Хобби H0 3D

Расцепитель Piko

Существует несколько видов сцепок для подвижного состава модельных железных дорог. Основные сводятся к накидной петеле (Piko) и кулачковым сцепкам (Kadee). Соответственно и вариантов расцепления тоже два: подъем накидных петель педалью снизу и разведение кулачков магнитным полем в разные стороны. Первый способ требует видимого механизма расцепителя на рельсах, но позволяет растащить вагоны сразу после расцепления. Второй - позволяет скрыть магнит расцепителя под макетом, но для расцепления вагон нужно подавать чуть-чуть назад.


С давних времен на моделях европейского производства применяется накидная петля, поэтому большинство подвижного состава у меня именно с такими сцепками. Установка кулачковых сцепок, которые визуально выглядят более симпатично, потребовала сильных конструктивных изменений у старых вагонов, а стоимость компонентов была сравнима со стоимостью вагона.

P01025-121237.jpg

P01025-121252.jpg

P01025-121307.jpg

На фото выше вагоны производства старого piko с установленными сцепками bachmann (они пластиковые и сильно дешевле kadee) и коробками для сцепок с алиэкспресс. Поскольку на этих вагонах не предусмотрен механизм динамической сцепки, а кулачок хочется расположить максимально близко, то пришлось срезать буферы, чтоб вагоны смоли проходить малые радиусы. Исходя из экономических соображений и нежелания портить вагончики, я решил остаться с накидной петлей и использовать расцепители с подъемной педалью.

Попытки портирования доступных недорогих расцепителей, вроде старого Piko или Fleischmann на балласте, на рельсы Peco потерпели неудачу. Пришлось пойти сложным путем и разработать собственный расцепитель. За основу была взята хорошо известная идея подъемной педали с исполнительным узлом ниже уровня рельсов. А вот в качестве исполнительного механизма был выбран шаговый моторчик, аналогичный тем, что использовал для привода стрелок, только другой формы и чуть более дешевый. Управление - самодельный декодер на арудино, точно такой же, что управляет приводами стрелок.

Первый прототип расцепителя

В отличие от привода стрелок, здесь мотор используется только для подъема педали, а за возврат в начальное положение отвечает пружина, при этом мотор работает как ограничитель делая движение педали плавным.

В общем и целом разработка расцепителя не составила проблем и заняла времени гораздо меньше, чем привод стрелок. Правда, тут и вариант исполнения всего одни. Размер расцепителя выбран так, чтоб не нужно было точно позиционировать сцепку над ним. 

Педаль расцепителя может быть как плоская, чтоб минимально выступать за шпальную решетку, так и округлая, для возможности расцепления вагонов в движении. На практике такой вид расцепления используется редко и требует точной настройки высоты.