2021-05-20 14:15:03

Отсыпка рельс балластом на макете ЖД

Хобби H0 1:87

Рельсы, отсыпанные балластом

Самое сложное в этом деле - это выбор балласта для отсыпки. Помимо качества (он не должен размокать от клея и быть правильного размера под масштаб), балласт должен быть такого цвета, чтоб нравилось самому и смотрелось достаточно натурально.


Балласт для рельсов должен быть похож на щебень неопределенно продолговатой формы, с острыми краями, достаточно мелкий, чтоб не казаться булыжниками. Перед началом, стоит взять несколько разных вариантов и на практике оценить, как будет выглядеть на выбранном рельсовом материале.

После нескольких экспериментов с доступными производителями и цветами, мне не удалось найти идеального сочетания цвета и формы балласта. Я остановился на R-LAND 57254, он именно того серого цвета, что хотелось, и этот факт для меня стал определяющим в выборе. Недостаток этого балласта в том, что камешки через чур скругленные и из-за этого выглядят крупновато. Так же цвет и степень вкрапления темных камешков отличаются от банки к банке, поэтому пришлось смешивать по ложке из купленных банок, для получения более-менее одинакового цвета на всем макете.

Перед тем, как начать что-то делать, стоит ознакомиться с обучающим видео

Я сознательно пропустил часть про окраску рельс. Мне не нравятся крашенные рельсы, уж так сложилось, на вкус и цвет. На моем макете будут блестящие рельсы красивого никелевого цвета, они прекрасно смотрятся на сером балласте.

Переходим к практике и нюансам

Сначала насыпаем балласт на участке, с которым будем работать. Не стоит работать с длинными участками, на мой взгляд 20-40 см. в зависимости от количества параллельных путей и стрелок оптимально.

Насыпь удобно делать из небольшой емкости с небольшим отверстием, например, небольшая емкость для приправ с дырками около 5-10 мм. вполне подойдет, а если будет носик, то еще удобнее. В сложных местах, где она не влезает удобно будет одноразовой ложкой.

Придаем форму насыпи при помощи кисточки средней жесткости (в мягкой будет застревать очень много камней, а жесткая будет просто как скребок). Для того, чтоб не было "волны" в горизонтальной плоскости, можно воспользоваться линейкой, как ограничителем или правилом, вдоль прямых участков. Стоит уделить внимание балласту в центре рельса, его должно быть столько, чтоб не просвечивала подложка, но не столько, чтоб были видны горки между шпалами. Тут еще играет роль "зернистость", крупный балласт сложнее распределить. Процесс выметания и заметания обратно до получения результата вполне нормально повторить несколько раз. Идеала тут не существует, все на глаз и на вкус.

Ширина и форма насыпи по бокам рельса тоже дело индивидуального вкуса. Можно попробовать придерживаться стандартов реальной ЖД переведенных в масштаб, но на мой взгляд достаточно делать на глаз так, чтоб просто нравилось. А это "нравилось" сильно зависит от цвета и типа балласта.

Теперь нужно немного постучать ручкой кисти по рельсам для того, чтоб от вибрации балласт улегся более плотно между шпал. После этого можно аккуратно пройти пылесосом с чулком для удаления лишнего балласта, тут важно не увлекаться, чтоб не убрать лишнего. Под конец можно убрать единичные камешки со шпал, если таковые остались. Процесс это требует усидчивости и терпения, нужно аккуратно заметать и выметать камешки со шпал кисточкой. Когда появляется желание заменить кисточку на палец, лучше использовать вместо пальца пинцет.

Особое внимание следует уделить подвижным частям стрелок. Кроме тщательнейшей очистки от лишних камешков в районе остряка, места в которых двигается тяга можно вообще оставить без отсыпки (ну и клея соответственно). При этом подложку под рельсы в этих местах стоит покрасить в цвет балласта или близкий к нему, чтоб не так сильно бросалось в глаза. В моем случае, где возможно, и печатал основу приводов стрелок из серого пластика.

Когда балласт уложен, его нужно прокапать клеевым раствором. Раствор готовится в небольших количествах (50-100 г.) из воды и ПВА в равных долях, плюс каля фейри или средства для стекол или чего-то, что улучшит текучесть. Количество приготовленного раствора должно быть таким, чтоб хватило на сеанс работы, и не осталось на завтра, поскольку со временем смесь начинает расслаиваться. Это не критично в масштабах суток, можно взять и перемешать, а вот за неделю вода сильно испариться, а ПВА засохнет, и процесс реанимирования раствора и тары потребует сил.

Перед прокапыванием балласта клеем, нужно смочить его спиртовым раствором из распылителя, чтоб снять поверхностное натяжение. Если этого не сделать, то вместо протекания сквозь камешки вниз, клей будет собираться в капли на поверхности и размывать балласт. Мне поначалу было лень заморачиваться с опрыскиванием и я попробовал просто прокапать сухой балласт - получилось ужасно. После смачивания спиртовым раствором разница была просто невообразима.

В качестве спиртового раствора лучше всего подходит водка, поскольку содержит достаточно воды, чтоб поверхность быстро не высыхала, в отличие от, например, чистого изопропилового спирта, который очень быстро испаряется и приходится наносить повторно. Важно при разбрызгивании раствора беречь он него поверхности, окрашенные акриловой краской, такие как порталы туннелей, поскольку спирт будет растворять краску. Растворять будет не сильно, но достаточно для того, чтоб испортить эффект от сухой кисти и ему подобные.

Для прокапывания я использую самый обычный медицинский шприц, максимального объема, что можно купить в аптеке. В процессе работы я даже не снимаю иглу, она позволяет прицельно попадать между шпалами, а проходящий через нее поток вполне достаточен для нанесения клевого раствора везде. Так же с иглой удобнее добираться до всяких неудобных мест.

Количество выливаемого на балласт раствора выбирается на глаз, его должно быть обильно, но чуть меньше, чем нужно чтоб стояла лужа после прокапывания. Балласт высыхает за сутки. В течении некоторого времени после заливки клеевым раствором можно что-то поправить при помощи твердых предметов, но только не кисточки, на которой останется еще липкий балласт.

После завершения прокапывания клеем, его избытки стоит убрать со шпал ватной палочкой, она хорошо впитывает и позволяет действовать точечно. Верхнюю кромку рельсов стоит протереть плотной тряпкой или еще чем-то, что позволит убрать случайно попавший клей, тут важно не коснуться балласта при протирке. Когда все высохнет, поверхность рельсов стоит протереть более основательно, можно даже чем-то абразивным, вроде мелкой шкурки или бруска для чистки рельс.

Рельсы на горке

Рельсы на горке

У меня на правом модуле радиусный подъем, такой же как в туннеле на левом. Но в отличие от туннеля, где рельсы скрыты от зрителя и не требуют отсыпки, здесь будет чуть-ли ни главное место наблюдения. Рельеф местности такой, что насыпанный балласт будет просто скатываться вниз при отсыпке. Естественно, делать такие крутые склоны близко к рельсам не очень хорошо, но ограниченное место не оставляет выбора. Тем не менее, похожие конструкции встречаются в реальности.

Для того, чтоб балласт не сыпался при укладке, нужно сначала определиться с размерами балластной призмы, затем высадить траву на горке по границе будущей призмы. Когда трава высохнет, намазать откосы до травы тонким слоем не разбавленного ПВА и далее укладывать балласт как обычно. Трава послужит бортиком для клея и балласта, а клей создаст не скользящую поверхность на горке, которая будет препятствовать ссыпанию камешков в траву. Затем можно как обычно прокапывать балласт раствором клея и воды.

В принципе, в зависимости от крутизны наклона и конкретного используемого балласта, можно обойтись и без предварительного высаживания травы. В моем случае, на части радиусной горки и на диагональных путях под наклоном, было достаточно просто промазать границы призмы ПВА, затем просыпать тонким слоем балласта. Этот слой прекрасно сдерживал насыпаемые камешки от скатывания вниз. Единственное но, это то, что камешки пришлось насыпать с повышенной аккуратностью, тонкими слоями, несколько раз, и выравнивать форму насыпи так же весьма аккуратно. В целом, трава сильно помогает, но не всегда можно на этапе отсыпки определиться с ее цветом и размером, поэтому иногда бывает проще без нее.

Балласт на горке

Если хочется большего

На своем макете я сделал весьма простое оформление рельсов, просто отсыпал балластом и даже не красил, как это принято у большинства моделистов. Мне нравится именно так, но существует еще много разных вариантов оформления рельсового полотна. В заключении еще одно видео по балластированию, где так же рассмотрено несколько вариантов оформления рельсов:

Вместо стоимости

Поскольку все необходимые материалы были закуплены заранее и посчитаны в других постах, то тут затраты можно считать нулевыми. Тем не менее, все же есть несколько цифр для завершения поста.

На то, чтоб засыпать балластом мою рельсовую схему, ушло чуть более 1.5 кг балласта и чуть менее банки 0.75 л клея ПВА.