2021-04-18 00:31:02

Нежелезные дороги на макете

Хобби H0

Начнем с дорог для автомобилей, а именно, с имитации асфальтового покрытия. Для справки, ширина обычной двухполосной дороги в масштабе 1:87 составляет примерно 8 см. На обочину нужно закладывать 1-3 см. с каждой стороны в зависимости от конкретного места. Итак, приступим...

Контуры дороги


В начале нужно наметить контур будущей дороги, который поможет укладывать шпаклевку. Большинство использует для этого двусторонний скотч толщиной 2 мм. Для себя я нашел альтернативу уплотнитель самоклеящийся для окон ПВХ 6 м 10х2 мм, бывает черный и белый, с успехом заменяет скотч и имеет только одну липкую сторону, что весьма удобно; по цене он так же выгоднее скотча.

Слой выравнивающей шпаклевки

Далее слой выравнивающей шпаклевки. В силу своих особенностей, она заполняет все неровности и дает приличную усадку, так что, после высыхания слой становится ощутимо тоньше, чем при нанесении и образует бортики вдоль уплотнителя. Сохнет этот слой примерно сутки. Так же она слишком гладкая для асфальта, поэтому...

Слой финишной шпаклевки

Поверх выравнивающей кладем слой финишной шпаклевки, которая почти не дает усадки, и после высыхания формирует почти нужную текстуру асфальта. Но есть нюанс, после нанесения разровнять ее есть всего одна попытка (следующие сильно испортят "гладь" асфальта). Поэтому, заранее подготовленным чистым шпателем шириной 10 см., проходим по набросанной с небольшим запасом шпаклевке и более не трогаем. Если результат не устроил, то приходится переделывать достаточно большой участок. Идеала добиться невозможно, поэтому можно забить на мелкие огрехи и поправить их шкуркой когда высохнет. Сохнет этот слой тоже сутки примерно.

Окраска дороги

Когда высохнет шпаклевка, отдираем формовочный утеплитель и шкурим наждачкой с зерном 40-200 (на мой вкус оптимально оказалось 80). Таким образом убираем огрехи и, главное, бортики вдоль дороги, там где был уплотнитель или разровнял сильнее чем хотелось. При большом желании можно зашкурить хоть всю поверхность. Полученный результат пылесосим и красим в цвет асфальта краской Tamiya XF-24. На мой взгляд и после многих экспериментов с цветами и шпаклевкой, она лучше всего подходит под цвет асфальта.

Теперь самое сложное. Поскольку моя дорога проходит под мостом у задника макета, то засадить это место травой с помощью флокатора практически нет возможности. Поэтому в недоступных для флокатора местах я использую травяной коврик Busch с высотой травы 5-6 мм. Заранее вырезаю нужную форму из бумаги, а потом по ней отрезаю уже от коврика. При наличии флокатора, коврики с травой можно легко делать самому с любыми изысками, но об этом в другом посте.

Левая обочина с травой

Приклеиваем вырезанную из коврика траву на ПВА, куски небольшие т.к. там где можно подлезть флокатором, буду делать им.
Далее намазываю ПВА место для обочины между травой и асфальтом, засыпаю сверху песком, выравниваю кисточкой и пальцем. Поскольку слой песка толстый, то сверху прокапываю тем же ПВА, но разведенным с водой в соотношении 1:1 и немного средства для стекол (прямо как при отсыпке рельс балластом). Это был вариант обочины №1.

Правая обочина

Справа сначала отсыпаю обочину песком на слой ПВА, разравниваю пальцем. Укрываю все вокруг, что окрашено акриловой краской, брызгаю песок спиртом и прокапываю разведенным клеем. Только потом приклеиваю траву. Это вариант №2.

Дорога с обочинами и травой

Результат обоих вариантов на фото, правда еще не высохший. Как ни странно, но мне более натуральным показался тот, что слева, когда сначала клеил траву, а потом песок. Тем не менее, натуральности не хватает в обоих вариантах, поэтому после некоторых экспериментов я остановился на варианте №3, более подробно о котором в конце.

Теперь дело за дорожной разметкой. Ее буду наносить белым лаковым маркером Edding для стекол, он оказался самым лучшим среди аналогов, которые нашел в магазине. Остальные либо не видно (плохо видно), либо разъедают акрил (и, кстати, пеноплекс тоже). Удивительным оказался двухцветный маркер "спец", точнее его белая часть, когда им рисуешь, то остается прозрачный след, который через некоторое время высыхает и становится белым. Он чуть более бледный чем Edding, но в некоторых случаях будет весьма хорош.

Незаменимым помощником в нанесении разметки в поворотах будет гибкая линейка. Ей можно придать нужную форму, которую она будет держать.

P10330-210647.jpg

А для рисования пешеходных переходов и других элементов дорожной разметки будет полезен набор трафаретов для 3D-принтера. В нем есть достаточно дорожных символов, три из которых на фото. Однако, трафареты рассчитаны на баллончик или аэрограф, поэтому от кисточки будет мало толку. Более-менее выходит спонжем (на фото), но предварительно стоит потренироваться где-то, чтоб не закрашивать по несколько раз. Густота краски в этом случае тоже имеет не последнее значение, например беля ZipMarket и Tamiya дают совершенно разный результат.

Удивительно, насколько разметка на дороге оживляет весь вид даже недостроенного макета!

Описанный способ подходит для создания дорог любой сложности, ниже процесс постройки подъема к складу.

P10328-162316.jpg

Сам подъем я сделал из достаточно грубой лесенки из кусков пеноплекса, все ее недостатки скроет шпаклевка.

P10328-163859.jpg

Согласно ширине дороги приклеиваем все тот же уплотнитель, только теперь белый, кроме цвета, разницы никакой. 

P10328-170145.jpg

Из-за перепада высот, первый слой выравнивающей шпаклевки ложится с изъянами, это не страшно, будет еще второй слой финишной шпаклевки и проход наждачкой с зерном 80 для создания рельефа асфальта.

P10404-133103.jpg

После ошкуривания и окраски, добавляю камешки Noch 58064 для декорирования перепада высот. Отрезанные по высоте полоски с камнями изгибаю по уже освоенной технологии гнутых стен, получается вполне симпатичный поворот дороги. Чтоб согнутые камни не теряли форму, устанавливаю булавки, которые так же будут служить направляющими при приклеивании.

P10505-184310.jpg

Камни фиксирую на жидкие гвозди и оставляю сохнуть на сутки. Затем удаляю булавки, а сверху заклеиваю обрывками упаковочной бумаги, которая выглядит как земля. Видимые части пеноплекса зашкуриваю грубой наждачной с зерном 80 и окрашиваю водоэмульсионной краской цвета "земля".

Когда дороги сделаны и разметка нанесена (в моем случае еще пришлось сделать перерыв на создание горы), нужно сделать обочины. Для обочины под мостом я использовал модельный песок R-Land, результат оказался хорошим, но хотелось более рельефного грунта. Для эксперимента я попробовал использовать смесь из двух видов грунта от DasModel, среднего и крупного. Но даже средний оказался слишком крупный для обочины масштаба 1:87, но зато может подойти для оформления местности в горах или вокруг деревьев, крупный - только для оформления строительных работ.

Как советуют опытные моделисты, можно использовать не имитацию, а самую настоящую землю с ближайшего газона или смесь ПВА с мелкими опилками и краской. Но в моем случае все получилось проще и одновременно сложнее. Я остановился на варианте с двумя слоями песка. Вместо того, чтоб заливать их клеевой смесью, нужно нанести неразбавленный ПВА на поверхность, затем засыпать сверху песок, потом мягкой кистью утрамбовать песок в клей и оставить сохнуть. Когда высохнет нужно убрать не приклеенный песок пылесосом, снова намазать клеем, засыпать вторым слоем и снова утрамбовать мягкой кистью. Когда все это высохнет, нужно еще раз убрать излишки песка и готово.

Эффект натуральности дает утрамбовка песка кистью, в процессе которого песок не только вдавливается в клей, но и образуются те самые комочки и неровности из-за того, что часть песка застревает в мягкой кисти. А второй слой тут нужен не только для того, чтоб сделать покрытие без просветов, но и чтоб усугубить результаты утрамбовывания песка в клей кистью.