Это скорее заметка для себя, нежели полезная информация для общества. Концептуально все просто: есть шина DCC и есть модули обратной связи, бери да подключай. Сложность заключается в правильном подключении кучи проводов, свисающих под макетом от рельсов.
Лежа под макетом начинаешь ценить наличие инструмента: обрезка для зачистки проводов и обжималка для наконечников очень облегчают трудоемкий процесс. Сидя за столом это не сильно ощущается, а вот под макетом - совсем другое дело!
Самое ужасное, это когда макет начинает превращаться в то, что на фото выше. Но такой вид практически неизбежен, при размещении электроники непосредственно под рельсами. Тем не менее, это несравнимо лучше бесконечных жгутов проводов и всей электроники в одном месте. В хаосе на фото, на самом деле, есть порядок, все провода промаркированы и идут определенным образом, эту схему вполне реально обслуживать. А если добавить несколько клипс для упорядочивания линий, все будет выглядеть не так страшно.
Но о порядке позже, сейчас о подключениях. Шину DCC я развожу проводкой сечением 0.5 мм2 (20 awg), это отличается от первоначального плана и рекомендаций, но учитывая интенсивность движения на макете, думаю, будет вполне достаточно. Сами провода обжимаю в наконечники, это сильно упрощает монтаж. Для отвода от шины к рельсами и модулям обратной связи использую специально заказанные платы с винтовыми клеммами, они удобнее чем изначальный самодельный вариант т.к. отводы направлены в одну сторону. Даже если окажется, что сечение проводки недостаточно, ее можно будет легко заменить на более толстую.
Декодеры и модули обратной связи стараюсь расположить так, чтоб к ним дотягивалось максимальное количество проводов, однако, в местах соединения модулей винтами стараюсь размещать минимум электроники и подальше от линии соединения, чтоб было проще разбирать макет на части, если придется.
Для соединения модулей обратной связи стараюсь использовать проводку из комплекта, где хватает длины, а где потребуется длиннее, можно использовать обычную витую пару с удаленными лишними жилами, обжатую в разъем RJ12 (6p6c), но она слишком жесткая для разъемов, которые держатся просо за платы обратной связи (FB2), поэтому лучше использовать мягкий 6-жильный кабель сечением 28 awg., он прекрасно обжимается в разъемы RJ12. Этот же кабель использую для линии подключения командной станции от бустера до разъема на пульте. Между модулями эта проводка не имеет разъемов т.к. легко может быть выделена из общей массы и отключена от блоков.
Небольшое количество путей здесь компенсируется присутствием всех блоков питания и бустера. Это влияет на размещение электроники и в некоторых местах приходится удлинять провода от рельсов. Разведя проводку до состояния на фото выше, я решил так же отказаться от промежуточных разъемов при переходе на соседний модуль для проводки модулей обратной связи, рокомыши и камеры (usb). Это решение обусловлено тем, что эта проводка имеет удобные разъемы, пусть и не всегда близко к краю модуля, но с ней будет просто управиться, в отличии от питания или DCC.
Модуль ОС | Порт (датчик) | Участок | Адрес в RocRail (DCC) |
---|---|---|---|
1 | 0 | 3.2 | 1 |
1 | 3.1 | 2 | |
2 | 4.2 | 3 | |
3 | 4.1 | 4 | |
4 | 2 | 5 | |
5 | 2-R | 6 (1) | |
6 | 2-L | 7 (1) | |
7 | 1.3 | 8 | |
2 | 0 | 1.2 | 9 |
1 | 1.1 | 10 | |
2 | 12.3-R | 11 (12) | |
3 | 12.3-L | 12 (12) | |
4 | 12.3 | 13 | |
5 | 12.2-R | 14 (11) | |
6 | 12.2-L | 15 (11) | |
7 | 12.2 | 16 | |
3 | 0 | 11.4 | 17 |
1 | 12.1 | 18 | |
2 | 12.1-R | 19 (10) | |
3 | 12.1-L | 20 (10) | |
4 | 21 | ||
5 | 13.4 (S) | 22 | |
6 | 13.3 | 23 | |
7 | 14.3 | 24 |
S - датчик остановки.
После завершения монтажа проводки под левым модулем, по макету, спустя почти два года стройки, проехал первый поезд!
Самый свободный по количеству путей, но самый тесный по размеру и количеству всего в подмакетном пространстве. Здесь всего два декодера для приводов расцепителей (голубым цветом на схеме), но зато разворотная петля и малина, и еще вся проводка для пульта.
Модуль ОС | Порт (датчик) | Участок | Адрес в RocRail (DCC) |
---|---|---|---|
4 | 0 | 10.3-R (РЦ) | 25 (9) |
1 | 11.3 | 26 | |
2 | 9.3 | 27 | |
3 | 9.2 | 28 | |
4 | 10.4 | 29 | |
5 | 10.3 | 30 | |
6 | 10.2 | 31 | |
7 | 9.1 | 32 | |
5 | 0 | 14.2 (РП) | 33 |
1 | 13.2 (+13.1) | 34 | |
2 | 4.5 | 35 | |
3 | 4.4-L (РЦ) | 36 (2) | |
4 | 4.4-R (РЦ) | 37 (2) | |
5 | 4.4 | 38 | |
6 | 4.3 | 39 | |
7 | 3.3 | 40 |
РЦ - расцепитель, РП - разворотная петля.
Отображенный на схеме участок 13.1 по техническим причинам вошел в 13.2 на этапе укладки рельс.
Это вышел самый напичканный обратной связью модуль, здесь аж 4 платы, а место для их размещения частично блокирует спуск под мост, который расположен ниже уровня макета.
Модуль ОС | Порт (датчик) | Участок | Адрес в RocRail |
---|---|---|---|
6 | 0 | 41 | |
1 | 5.1-L | 42 (3) | |
2 | 5.1-R | 43 (3) | |
3 | 5.3 | 44 | |
4 | 5.2 | 45 | |
5 | 14.1 | 46 | |
6 | 3.4 | 47 | |
7 | 5.1 | 48 | |
7 | 0 | 6.2 | 49 |
1 | 50 | ||
2 | 51 | ||
3 | 5.3-R | 52 (5) | |
4 | 5.3-L | 53 (5) | |
5 | 5.2-R | 54 (4) | |
6 | 5.2-L | 55 (4) | |
7 | 6.1 | 56 | |
8 | 0 | 15.2 | 57 |
1 | 15.3 (S) | 58 | |
2 | 7.1-L | 59 (6) | |
3 | 7.1-R | 60 (6) | |
4 | 8-R | 61 (8) | |
5 | 8-L | 62 (8) | |
6 | 7.2-R | 63 (7) | |
7 | 7.2-L | 64 (7) | |
9 | 0 | 6.3 | 65 |
1 | 7.1 | 66 | |
2 | 15.1 | 67 | |
3 | 7.2 | 68 | |
4 | 11.1 | 69 | |
5 | 8 | 70 | |
6 | 10.1 | 71 | |
7 | 11.2 | 72 |
S - датчик остановки.
Из-за такой плотности модулей обратной связи, декодеры стрелок пришлось вынести далеко от самих стрелок, это усложнило и без того запутанную схему проводки.
В итоге, к завершению работ по подключению обратной связи, схема макета немного изменилась, по сравнению с первоначальным планом. Добавились дополнительные участки около расцепителей и обратная связь от тупиков у фабрики и в депо.