2020-12-09 15:05:23

Туннель на макете железной дороги

Хобби H0

Процесс создания радиусного туннеля с подъемом внутри, да еще и с извилистой дорогой сверху, оказался длительным и нетривиальным. В целом туннель делится на следующие части: нижний портал со сводом, средняя "фото-зона" с окном для доступа сбоку макета, верхний портал со сводом и стрелкой внутри. В процессе, чтоб иметь возможность делать закрытую конструкцию, пришлось уложить и зафиксировать рельсы на протяжении туннеля.


Сначала по эталону, которым послужил Kibri 34103, вырезаем трафарет с дополнительной высотой, чтоб компенсировать подъем. Потом из толстого ЭППС (в моем случае толщиной 3 см.) вырезаем арки и устанавливаем их на макет.

P01108-124646.jpg

В середине полукруга большее расстояние между арками для доступа в туннель снаружи, в случае если что-то сойдет с рельс и т.п., напротив этого места будет технологический люк сбоку макета. Так же там будет сделана стена с текстурой камня, чтоб получилась фото-зона для вагонов. В нее не планируется доступ в повседневной эксплуатации, только в случае аварии, и то придется выдвигать макет из угла, но название "фото-зона" как-то прижилось)

Далее из тонкого ЭППС (2 см.) вырезаем извилистый серпантин дороги. Чтоб его сделать потребуется взять циркуль и вспомнить уроки школьной геометрии, ширина делается с запасом по 2.5 см. с каждой стороны, чтоб влезло не только дорожное полотно но и обочина. Проводим примерку дороги и порталов туннеля.

P01111-232707.jpg

Туннели использую Auhagen 11342 и 11343, у них в комплекте есть наружные стенки и другие элементы оформления, а так же приятная мелочь - крепеж для внутренней трубы туннеля.

Далее собираю будущие стены туннеля

P01128-131947.jpg

К сожалению, от однопутного туннеля Auhagen пришлось отказаться в пользу Kibri 34103, портал которого гораздо шире, благодаря чему, его можно располагать на радиусных рельсах, не опасаясь, что длинные вагоны будут задевать стенку на повороте. В узкий портал Auhagen не прошла только самая длинная 4-осная платформа, остальные длинные вагоны проходили с минимальным запасом, поэтому если бы планировалось использовать только короткие вагончики, то можно было бы от не отказываться от Auhagen.

Поскольку у Kibri нет дополнительных стенок, я использовал стенки Noch 58145. Все вместе пришлось покрасить, чтоб сделать одного цвета

P01128-181553.jpg

И пройтись сухой кистью, чтоб стало похоже на камень

P01129-130627.jpg

Строительство туннеля неминуемо привело к необходимости укладки рельс, проходящих внутри него, так на моем макете появились первые закрепленные рельсы.

Далее делаем свод туннеля из заранее распечатанной текстуры камней, которую просто приклеиваем к обычной белой офисной бумаге. Закрепляем свод булавками внизу и приклеиваем боковые стенки из пеноплекса на место.

P01208-010006.jpg

Перед въездом в туннель приклеиваем вырезанные из пеноплекса имитации насыпи справа и слева от пути. Видимые стыки пеноплекса засыпаем балластом для рельсов, в результате перед въездом в туннель отсыпка рельс будет шире, как раз по ширине въезда.

Средняя часть туннеля будет состоять из одной стенки и рейки из пеноплекса с другой стороны, на котором будет держаться люк для доступа снаружи.

Далее конструкция из стенок туннеля и ребер, который образовывают возвышенность.

И, наконец, двухпутный портал, в котором будет расположена стрелка. Перед его монтажом нужно сначала установить привод для стрелки.

Продолжение следует...

Несколько ссылок на варианты внутренних стенок туннеля: