2020-09-30 22:53:00

Ландшафт и укладка рельс на ЖД макете

Хобби H0

На моем макете планируется 3 уровня на которых будут расположены рельсы и так же 4 подъема-спуска между ними. Так же будет один туннель. На первом плане будет нулевой уровень (станция), на втором плане будет уровень высотой 2 см. (фабрика), и на заднем плане будет уровень высотой 4 см. (грузовая станция). Запланировано три перехода между первым и последним уровнями (два радиусных подъема и один диагональный), а так же один спуск с дальнего на средний (тоже диагональный).


Процесс создания ландшафта оказался сложнее, чем казался изначально. Причиной тому стал средний модуль, заготовку для ландшафта на который следовало бы уложить одновременно с приклеиванием плит к подмакетнику. В результате пришлось среднюю часть ландшафта резать пополам, чтоб иметь возможность подогнать по бокам.

Первоначально хотел склеивать плиты на ПВА, предварительно зачистив места склейки грубой шкуркой. ПВА потому, что в отличие от жидких гвоздей, он не увеличивает толщину шва. Результат оказался плачевным: после ночи сушки плиты легко разъединялись руками, не смотря на зашкуривание, клей не высох. Поэтому пришлось все клеить на жидкие гвозди, старательно двигая и прижимая плиты, чтоб сократить толщину клеевой прослойки.

После создания основных уровней предстоит делать подъемы-спуски, их так же буду вырезать из ЭППС. Для создания плавного подъема отрезаем от плиты две полоски 0-2 см и еще две 2-4 см, склеиваем их вдоль жидкими гвоздями для удобства. Когда высохнет, нарезаем на небольшие части так, чтоб можно было выложить радиусный подъем. Делаем разметку, подрезаем кусочки подъема по месту и приклеиваем все части к основанию.

Левый подъем на макете (он будет в туннеле)

Конструкция правого подъема осложнилась необходимостью делать опоры моста, с которыми пришлось немного повозиться... Но зато как натурально выглядят деревья на заднике!

Примерка моста

Еще один блокирующий фактор перед созданием остальной части ландшафта - это дорога, уходящая под мост. Она должна быть ниже уровня основной плиты для того, чтоб под мостом была достаточная высота для проезда грузовика в соответствующем масштабе. Процесс создания спуска под мостом описал в отдельном посте.

Когда все блокирующие проблемы решены, можно переходить непосредственно к самому ландшафту. Основу рельефа будут составлять ребра из ЭППС накрытые сверху малярной сеткой.

P01115-215645.jpg

Пространство между ребрами можно заполнить "проклеенными шарами из газеты", как предлагают в книжке по моделизму, это нужно чтоб создать некоторые неровности на плоскости сетки и, если потребуется, например, устанавливать деревья, чтоб не было пустот под поверхностью.

P01115-215658.jpg

Москитная сетка фиксируется на обычные мелкие гвозди с небольшим натяжением и обрезается по месту. Оставшаяся поверхность пеноплекса зашкуривается для улучшения адгезии.

Теперь методом папье-маше делаем рельеф: на раствор ПВА и воды в соотношении 1:1 приклеиваем к сетке небольшие кусочки крафтовой бумаги (aka просто упаковочная бумага из икеи). Не смотря на то, что ПВА не токсичен, после часа работы с ним без проветривания, головная боль вам обеспечена.

P01116-221218.jpg

Вот такой получился результат после часа трудов, оказалось не так просто как показывают на ютубе) На вот этот подъем  на фото и еще кусочек спуска ушло почти 100 мл. раствора клея. Белые следы клея успешно впитываются и не видны после высыхания. После ночи сушки цвет бумаги с ПВА стал очень похожим на цвет земли, можно дополнительно не окрашивать потом.

P01116-231338.jpg

Работать оказалось очень удобно левой рукой в нитриловой перчатке, чтоб можно было смело намазывать куски бумаги с двух сторон и разглаживать приклеенные пальцем. Одна беда, что к концу работ перчатка стала клеиться к бумажкам лучше, чем они к сетке, поэтому после часа работ перчатку лучше сменить на новую.

В правой части макета располагается туннель и дорога поверх него. Туннель совсем не простой, поскольку мало того, что он будет начинаться на радиусе, внутри него будет подъем и развилка пути. Сверху будет проходить дорога, которая зигзагом будет спускаться вниз. Сбоку будет окно для доступа в случае нештатных ситуаций, а сверху - люк для доступа к стрелке. Процесс постройки туннеля и конструкций вокруг него заслуживает отдельного поста.

Укладка рельс

Чтоб уложить рельсы нужно изготовить для них пробковую подложку, которая обеспечит ровную поверхность и подавление барабанного эффекта при проходе поезда. Мне не хотелось сильно поднимать рельсы и потом строить высокие подложки под здания, поэтому я выбрал для себя пробку толщиной 3 мм. Ширина подложки была выбрана 32 мм. (это всего на 2 мм. шире шпальной решетки) при такой высоте подложки мне показалась, что балласт выглядит более натурально на ширине 32 мм., нежели чем на 35 мм. Но, справедливости ради, надо заметить, что когда режешь пробку для не прямых участков, размер выдержать невозможно, поэтому все примерно.

Еще один интересный вопрос - это крепление пробковой подложки к пеноплексу. С одной стороны все прекрасно клеится на жидкие гвозди. С другой, жидкие гвозди застывают в жесткую массу, усиливающую барабанный эффект макета, поэтому, была попытка попробовать клей для резины, который образует пластичную массу и должен обладать шумопоглащающим эффектом. Но, к сожалению, большинство клеев для резины растворяют пеноплекс, ровно как и гибкие стержни термо-клея и прочие. В итоге остановился все на тех же жидких гвоздях момент на водной основе.

И самое сложное, выбор балласта для отсыпки. Помимо качества (он не должен размокать от клея и быть правильного размера под масштаб), балласт должен быть такого цвета, чтоб нравилось самому и смотрелось достаточно натурально. После нескольких экспериментов с разными производителями и цветами, остановился на R-LAND 57254, он именно того серого цвета, что хотелось.

Итак, приклеиваем пробку к пеноплексу и припаиваем провода к каждой секции пути, которые будем укладывать. Существует много мнений о том, какие провода и какого сечения использовать для этого. Я для себя взял за основу материал из DCCWiki.

H0

Bus Length at 5A < 6m
14 AWG (2 мм2)

Feeder Wire Length < 1.5M
18 − 22 AWG (0.8 - 0.3 мм2)

Так же будет полезна Таблица перевода сечений кабеля из стандарта AWG в систему СИ. Покопавшись в проводах дома, нашел монтажный провод сечением примерно 0.5 мм2, который как раз подошел под среднее значение выше. Длинна проводов от рельсов 40 см, это примерно пол глубины макета, должно хватить на подключения к блокам обратной связи и шине.

В местах пайки проводов к рельсам вырезал пробку с запасом и делал отверстие насквозь тонким сверлом, а часть этого отверстия сверху увеличивал сверлом потолще, чтоб можно было немного подвигать уложенный рельс по месту. После укладки вырезанные куски пробки можно подрезать и вернуть обратно, чтоб уменьшить вырез в пробке

P01129-183057.jpg

Уложенные рельсы фиксируем обычными булавками-гвоздиками. А вот такая картина будет снизу

P01129-184947.jpg

Надо будет нарисовать снизу схему путей, чтоб не запутаться в одинаковых проводах в будущем.

Стоимость

Благо практически все, что было нужно уже имелось тк было закуплено ранее, но для создания опор моста и прочих элементов пришлось докупить разного декора, а так же второй портал туннеля. Стоимость составила примерно 4.500 руб.

Так же понадобилась пробка, купил 3 м2 с запасом за почти 1.000 руб.

И банка краски цвета "земли" - еще 1.000 руб.

А так же набор разнообразных декоративных акриловых красок за 1.500 руб.

Поле неудачного эксперимента с покраской пробного участка дороги, пришлось купить другой краски на 1.500 руб. (теперь есть бесценное знание, что краска Zip Market после высыхания становится блестящей, а матовая Tamiya честно остается матовой, так же есть надежда на Pacific88, который дешевле чем Tamiya и по мазкам на крышке тоже должен быть матовым, но еще не пробовал)

Ну и новые туннели, немного рельсов для создания стыков и попытки сделать расцепитлеи, и еще дополнительный декор, и дополнительные платформы для станции, все вместе на 7.000 руб.

Разнообразный балласт для отсыпки рельс - 1.000 руб.